Важными факторами, оказывающими влияние на формирование у школьников ценностного отношения к здоровью, признаются: осознание учащимися позитивной роли здоровья в реализации их потребностей в самоактуализации, самореализации в контексте социальной успешности; содержание образование; организационные формы (урочные и внеурочные); методы (обучение школьников, родителей, педагогов, материально-технического обеспечение образовательного процесса и др.); пример учителя. Вместе с тем на первый план выходит такой аспект потребности в социальной успешности человека, как потребность в профессиональном успехе, карьерном росте, а не просто абстрактное самосовершенствование, саморазвитие. Подобный прагматический подход, прежде всего, связан с тенденцией доминирования в современном российском обществе материальных ценностей как результата успеха на профессиональном, карьерном поприще.
Проведенный анализ теоретического и эмпирического материалов достаточно очевидно показывает, что процесс школьного образования должен ориентироваться на удовлетворение доминирующих базовых потребностей учащихся. В этом случае создаются условия для их индивидуального развития, обеспечивается атмосфера комфорта, а также формируется устойчивая мотивация к здоровому образу жизни, укреплению социального здоровья личности. Реализация же базовых доминирующих потребностей может осуществляться только при совместных усилиях педагога и самих учащихся. Такое взаимодействие включает: разработку мероприятий по координации усилий администрации, учителей, воспитателей ГПД, школьных психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, медицинских работников, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся; определение оптимального режима учебной деятельности, внедрение целесообразного режима функционирования школы, разработку здоровьесберегающих инновационных технологий обучения и воспитания, их внедрение в целостный педагогический процесс; выявление уровня состояния здоровья учащихся, установление взаимосвязи между показателями физического, психического, социально-нравственного здоровья ребенка и его педагогической (образовательной) успешностью; создание образовательных программ различных школьных дисциплин с интегрированной в них информацией по здоровому образу жизни; развитие деятельности органов самоуправления учащихся с целью формирования социальной активности школьников; повышение квалификации учителей в вопросах здравоведения, формирования социального здоровья учащихся.
Социальное здоровье — динамическая совокупность свойств и качеств личности, обеспечивающая гармонию между потребностями человека и общества, являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной цели, самоактуализацию. Социально здоровому человеку присущи личностные качества, позволяющие ему успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем (в том числе, связанных с физическим неблагополучием), реализовывать свои жизненные планы. Воспитание социально здоровой личности предполагает формирование тех нравственных качеств, которые помогают выпускнику школы адаптироваться к стремительно изменяющимся социально-экономическим условиям окружающей действительности.
Формирование социального здоровья учащихся предполагает развитие таких качеств личности детей, которые определяют нравственную и правовую состоятельность человека и способны удержать его на правильных общественных позициях, а именно: целеустремленности (умения выбирать индивидуально-значимые и общественно-полезные цели, достигать их, неуклонно соблюдая при этом нормы общественной морали и права); самостоятельности (способности мотивировать свои поступки и принимать решения, противостоящие негативным влияниям и воздействию случайных ситуаций, исходя из внутренних убеждений поступать в соответствии с общественными интересами, закрепленными в системе социальных норм); умения владеть собой (принимать и выполнять правовые и моральные обязательства, руководить собой в конфликтных ситуациях, сдерживать противоречащие общественным нормам желания, стимулировать стремления, которые направлены на достижение общественно-полезных целей); способности и готовности к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач, социальной инициативе, самовыражению и самоутверждению.
Другие статьи:
Современные представления отечественной логопедии о развитии речи детей с общим
недоразвитием речи
Впервые научное объяснение общему недоразвитию речи было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР. В этот период была разработана педагогическая классификация аномалий речевого развития, отвечающая, прежде всего целям корр ...
Взаимодействие школы и семьи в воспитании лидерских качеств в дагестанском
социуме
Анализ материалов, собранных на этапе констатирующего эксперимента, и его результаты дали возможность выявить исходный уровень развития лидерских качеств у учащихся 10 классов. Формирующий этап исследования проводился в средней школе №8 г. Кизилюрта в одном э ...