В определении уровня социального здоровья учащихся ключевым критерием служит адаптированность ребенка к условиям среды. В соответствии с этим можно выделить следующие уровни социального здоровья детей: креативный уровень (дети, успешно и устойчиво адаптирующиеся к любым изменениям среды без ущерба для своего соматического, психического, духовно-нравственного здоровья; обладающие значительным личностным потенциалом, резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности); адаптивный уровень (относительно благополучные дети, которые в целом достаточно успешно адаптированы к социуму, но проявляют повышенную тревожность, уровень стрессоустойчивости недостаточно высокий, личностные компенсаторные механизмы противодействия негативным влияниям среды недостаточно развиты); дизадаптированный уровень (к нему относятся дети либо не способные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие глубинную зависимость от внешнего воздействия. Эти дети относятся к группе риска, потенциально дезадаптированных в социуме людей).
В данном исследовании педагогическая система формирования социального здоровья учащихся рассматривается как социально-обусловленная целостность взаимодействующих между собой па основе сотрудничества, единства духовно-нравственных ценностей субъектов воспитательно-образовательного процесса школы, обеспечивающая необходимые условия для социального становления, личностно-творческого развития ребенка и саморазвития взрослых. Проектирование педагогической системы формирования социального здоровья учащихся опирается на современные идеи субъектности, оптимальности, вариативности и превентивности целостного педагогического процесса.
Педагогическая системы формирования социального здоровья учащихся построена на основе следующих принципов: принципа природосообразности (учет и использование физиологических и психических возможностей организма ребенка в соответствии с возрастным развитием); принципа профилактики и валеологического подхода (формирование, сохранение, укрепление здоровья ребенка на основе использования всех позитивных факторов микросреды его жизнедеятельности); принципа разнообразия методов и средств воспитания социально здоровой личности; принципа дифференциации физкультурно-оздоровительных занятий с учетом уровня физической подготовленности и показателей здоровья воспитанников; принципа выбора оптимальной траектории индивидуального развития, воспитания ребенка с учетом его медицинских показателей; принципа педагогизации микросоциума жизнедеятельности ребенка (организация целесообразного здоровьеразвивающего пространства); принципа использования оздоровительных сил природы, закаливания; принципа саморегуляции процесса оздоровления организма («чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные» - Н. Амосов).
В разработанной нами педагогической системе формирования социального здоровья учащихся в единстве и взаимосвязи представлены следующие компоненты: нормативно-правовой, функционально-целевой; организационно-структурный, проблемно-содержательный, деятельностно-технологический, критериально-оценочный. В исследовании приведена характеристика каждого из перечисленных компонентов педагогической системы.
Учитывая специфику процесса формирования социального здоровья выпускника школы в современных условиях, в качестве главного интегративного показателя успешности данного процесса мы определили сформированность готовности и подготовленности личности к социально полезным действиям, а также высокий уровень развития морально-нравственной сферы личности в соответствии с возросшей социальной требовательностью к духовности человека, сформированность умений противодействовать деструктивным влияниям среды, общества.
Основными критериями эффективности процесса формирования социального здоровья ребенка являются:
- мотивационно-ценностный (стремление к участию в многоаспектных социальных отношениях: потребность к социально-позитивному общению в различных группах детей и взрослых; направленность на достижение результатов в социальной деятельности; адекватная самооценка своего участия в деятельности);
Другие статьи:
Современное состояние проблемы
Отрадно, что в общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра применяется, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более акт ...
Игровой метод в обучении плаванию
В развитии двигательной деятельности младшего школьного возраста игровому методу принадлежит ведущая роль. В системе физического воспитания игровой метод используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игрового метод ...