На наш взгляд в четвертом факторе собрались свойства, типичные для педагога с авторитарным стилем общения. В нем присутствует шкала «авторитарный стиль». Она связана с уверенностью, доминированием, радикализмом, активностью. И все эти свойства проявляются в профессиональной сфере. Фактор можно назвать «авторитаризм».
В пятый фактор вошли следующие шкалы: синий цвет (а = 0,8), фиолетовый цвет (а = -0,58).
Пятый фактор можно назвать «спокойствие».
В шестой фактор вошли следующие переменные: эмоциональная неустойчивость (а = -0,67), нестабильность выбора (а = 0,62), фиолетовый цвет (а = 0,5812), серый цвет (а = -0,55).
В шестом факторе собрались шкалы из теста Люшера. Этот фактор можно назвать «эмоциональная неустойчивость».
Сопоставляя свойства представленные в каждом факторе, мы можем сделать следующие выводы:
- У педагогов с авторитарным стилем общения менее развиты позитивные коммуникативные качества личности. Соответственно такой учитель испытывает трудности в установлении и поддержании контакта с другими людьми. Ему не хватает внимательности и более чуткого отношения к партнеру в общении.
- Следствием недостаточного развития коммуникативных качеств является отстраненная позиция авторитарного педагога в межличностном общении. Это независимый, уравновешенный, доминирующий лидер. Вероятно, эта отстраненность в общении связана с тревожностью, которая характерна для личности авторитарного учителя.
- Анализируя второй фактор, мы можем наблюдать стремление педагога к общению. Вероятно, отстраненная позиция в общении приносит учителю некоторое напряжение, поэтому он стремится быть принятым в группе. Может проявлять демократичность, тактичность, уступчивость по отношению к другому человеку.
- Так же в портрете авторитарного учителя мы можем видеть стремление авторитарного педагога к эмоциональному комфорту за счет подавления другого человека. Вероятно, авторитарный стиль – это своего рода защитная реакция. Проявляя подозрительность, требовательность, импульсивность в отношении окружающих, учитель обеспечивает себе спокойствие, подавляет свою тревогу.
- Учитель с авторитарным стилем общения может проявлять жесткость в своей профессиональной деятельности. Он может быть обязательным, доминирующим, деловитым, уверенным, настойчивым и требовательным.
- В шестом факторе собрались свойства, выражающие эмоциональную неустойчивость авторитарного педагога, его неуравновешенность.
Другие статьи:
Основные принципы хорошей работы памяти
Основные принципы хорошей работы памяти – пользуйтесь ими в повседневной жизни, предлагал Д.Лапп, для того, чтобы улучшить память, развить внимание и повысить способность к концентрации и организации действий. Пауза. Использование в повседневной жизни принцип ...
Представления о нормативном развитии
Использование самого понятия «норма» по отношению к развивающемуся ребенку, к динамичному изменению не только отдельных психических процессов, состояний, но и изменению показателей их взаимодействия подвергается большому сомнению. К.М. Гуревич говорил об этом ...