Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Педагогика » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Страница 4

Вопрос: Автор одной важной деталью подчеркивает эту идею. Какой?

Гипотеза ответа: Таких деталей несколько. Это тот бесконечно повторяющийся круг тем, которые обсуждают (или, скорее, переживают) в компании. Это тема вечного движения по кругу бесконечного повторения слов, шуток, событий, ситуаций, этих вечеров по пятницам, когда "свой круг" развлекался по одной и той же программе. И бесконечно повторяются реплики, звучат у автора слова: опять…снова…коронный номер…все знали…все помнили.

И еще яркая деталь: героиня только что похоронила мать, а теперь и у нее симптомы страшной и неизлечимой болезни. Теперь она пройдет этот круг страданий.

Вопрос: Так возникает тема бессмысленности и жестокости жизни, в которой все, кажется, рядом, вместе, в своей компании, в "своем кругу", но так невероятно одиноки. Герой новой прозы живет в мире, где нет и не может быть покоя, душевного равновесия. Героиня в разводе с мужем, у того новая семья, сама смертельно больна, остается восьмилетний сын, который так привязан к дому, к матери. Что с ним будет? Неужели детский дом? Он там не сможет! Скажите, именно этот вопрос станет центром трагедии, кульминацией?

Гипотеза ответа: Кульминации вообще не будет, композиция рассказа разрушена. Нет завязки и развязки не будет. Идет полностью сплошной поток мыслей.

Вопрос: А как автор подчеркивает особенность - не просто повествование, а поток мыслей?

Гипотеза ответа: Весь рассказ - это огромный монолог героини, бесконечные предложения работают на реализацию авторского замысла.

Вопрос: Почему рассказ идет от первого лица?

Гипотеза ответа: Наедине с собой герой не станет лгать, притворяться.

Героиня просто и обыденно между рассказом о салате и яблоках сообщает о том, что она поняла, что сыну предстоит остаться сиротой и какой выход она придумала.

Вопрос: Почему просто не сказать мужу, пусть бывшему, что ребенка нужно взять? Ведь он отец. Что же он не способен на обычные, естественные чувства?

Гипотеза ответа: Автор не говорит об этом прямо, опять деталь поможет понять мысль. Отец во время встречи "своего круга" в бывшем доме (героиня собирает друзей) спрашивает у бывшей жены, матери своего сына, где Алешка, а мать демонстративно, равнодушно отвечает:

Не знаю, гуляет.

Так уже первый час ночи! - сказал Коля и пошел в прихожую…

Отец побежал за сыном на улицу, в ночь, в темноту - прекрасный и естественный порыв. Но дальше… "он не стал одеваться, а по дороге завернул в уборную и там надолго затих…", а потом он придет в комнату и, забыв о своем порыве и о том, что это не его уже дом, ляжет на диван. На улицу не вышел, а уж тащить на себе ребенка от нелюбимой женщины…

Вопрос: Но героиня уже все продумала. Как вы поняли ту нелепую, дикую сцену, которая вскоре разыграется?

Гипотеза ответа: Героиня отправила мальчика на дачу, чтобы он переночевал один в домике, не мешал компании. Она ему запретила возвращаться и звонить, вот только ключ от садового домика она у него из куртки взяла. И когда уже ночью гости вышли на лестничную площадку, мальчик спал, уткнувшись в перила. Он, как мама велела, не звонил. И тогда мать на глазах у всех гостей, друзей "своего круга", на глазах отца избивает мальчика так, что у него кровь идет из носа, ее затаскивают в квартиру, держат дверь - она в бешенстве, и отец хватает залитого кровью мальчика на руки и несет на улицу с криком:

Все! Я забираю! Мразь такая!

Вопрос: Что же происходит с героиней, она действительно мразь, дрянь?

Ведь она заранее продумала сцену избиения сына, она не дала ключ, она созвала гостей.

Гипотеза ответа: Перед нами человек из этого "своего круга", который слишком хорошо знает и друзей, и мужа. Они не решатся на действие, на поступок, и тогда ей приходится ставить всех в такую ситуацию, где им нужно ее подлости противопоставить свое благородство. Она провоцирует их, чтобы они были вынуждены совершить естественный человеческий поступок.

Вопрос: Как автор выражает свое отношение к происходящему?

Гипотеза ответа: Авторская позиция просто отсутствует. Она беспристрастна, нет ни осуждения, ни сострадания, ни моральных выводов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Групповая работа и диалогизация образовательного процесса
Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения (РО), стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Из ...

Новые виды уроков литературы
Развитию у учащихся положительного отношения к литературе способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающе ...

Разделы