Направления работы по формированию произносительной стороны речи глухих детей

Педагогика » Особенности обследования произношения у глухих школьников 11-12 лет » Направления работы по формированию произносительной стороны речи глухих детей

Страница 2

Получив звук ч, следует отработать его, как и ц, сначала в обратных слогах (ач, оч, уч, эч, ич), затем между гласными (ача, ачо, ачу, аче, ачи) и, наконец, в прямых слогах (ча, чо, чу, че, чи). Одновременно учащиеся должны упражняться в произнесении звука ч в знакомых словах, в которых ранее этот звук заменялся посредством ш, например: мяч, ключ, часы, чай, черный, чистый, чернила, ручка, мальчик, девочка. В дальнейшем можно включить упражнения на дифференциацию ч и ш на материале слогов, слов и фраз. Не следует раньше времени стремиться к тому, чтобы дети произносили звук ч кратко, так как в этом случае ч может легко переродиться в т или возвратиться к ш. Пусть сначала закрепится четкое произношение звука с подчеркнутым выделением взрывного и фрикативного его моментов, при котором ч звучит как чис, например: мальчш`ик, ключш`, девочш`ка, ручш`ка.

Только когда звук ч уже достаточно окрепнет, можно переводить детей на краткое его произнесение в словах.

Получив звук ч, надо во всех последующих упражнениях привлекать для самоконтроля остаточный слух ученика с применением звукоусиливающей аппаратуры.

Коррекционная работа над сонорами.

Звук «м».

Если у ученика определилась закрытая гнусавость, то, приступая к устранению этого недостатка, следует исходить из протяжного произнесения звука м, обращая при этом внимание ученика на вибрацию носа и щек. Затем можно перейти к обратному слогу (ом), воспроизведение которого обычно не вызывает особых затруднений. Необходимо лишь следить, чтобы звук м и в слоге произносился протяжно и не переходил под конец в б или п. Наконец, следует приступить к прямому слогу (ма), опять-таки с протяжным м.

Показывая ученику произношение слога, учитель должен возможно более плавно размыкать губы при переходе от м к а, чтобы воспрепятствовать возможному вклиниванию б или п (мба или мпа вместо ма). Если все-таки один из этих звуков будет упорно вклиниваться в слог, необходимо сопоставить правильное произношение с неправильным, опираясь на остаточный слух. Если это не приведет к цели или в случае отсутствия (незначительности) остаточного слуха надо воспользоваться следующим приемом.

Учитель пишет букву м, произносит соответствующий ей звук м и предлагает ученику воспроизвести его по подражанию, проверяя себя с помощью остаточного слуха и приложив ладони к щекам. Вслед за этим учитель показывает букву а и требует, чтобы ученик произнес звук а. Далее, показывая ученику попеременно то одну, то другую букву, учитель заставляет ученика многократно произнести м и а, разделяя их паузой. При этом важно, чтобы и тот и другой звук произносились протяжно. В заключение буквы пишутся слитно и ученику предлагается слитно произнести слог ма. Переход от м к а должен происходить при максимально плавном размыкании губ. Добившись правильного произношения слога ма, можно приняться за отработку слова мама. В последующих упражнениях важно отдифференцировать звук м от заменяющего его при закрытой гнусавости звука п (или б) путем сопоставления того и другого в слогах и словах, например: па — ма, папа — мама.

Усвоив правильное произношение слова мама, ученики -могут испытывать новые трудности в произношении звука м, знакомясь с некоторыми другими словами, включающими этот звук. Сюда относятся обычно слова, в которых звук м стоит перед гласными у, или и (ы), или перед взрывными согласными. В качестве примера можно привести такие слова, как му (звукоподражание), лампа, мыло, Миша и т. п. В таких словах у детей часто вновь появляется закрытая гнусавость, которая, казалось, была уже преодолена при отработке слова мама. Бывает и так, что закрытая гнусавость вообще впервые появляется именно в словах указанного типа. В случае возникновения закрытой гнусавости или возврата к ней при произнесении тех или иных слов необходимо специально отрабатывать эти слова и соответствующие слоги, входящие в их состав и включающие звук м. Приемы работы остаются в общем теми же, что были описаны применительно к устранению закрытой гнусавости в слове мама.

Звук «н».

Закрытая гнусавость, при которой вместо н получается д или т, а иногда и сочетание нд и нт.

Необходимо прежде всего проверить произношение звука м, так как закрытая гнусавость распространяется обычно на оба носовых звука. Если звук м окажется дефектным, то надо исправить его в первую очередь или вести работу параллельно над м и н. Если же закрытая гнусавость проявляется только в отношении звука н, то работа по ее преодолению должна строиться следующим образом: учитель предлагает ученику произнести протяжное м, обращая внимание на его звучание и на вибрацию носа. Вслед за этим учитель произносит протяжное я, давая ученику возможность слышать его звучание, видеть артикуляцию и осязать вибрацию носа. Получив протяжное н, можно перейти к слогам, сначала обратному (ан), а затем и к прямому (на). При этом необходимо следить, чтобы и в слогах звук произносился достаточно длительно и не переходил под конец в д или т. Показывая ученику произношение прямого слога, следует возможно мягче размыкать затвор между языком и зубами, чтобы избежать при переходе от н к а возможного вклинивания звука д или т (нда или нта вместо на). Если все-таки один из этих звуков будет упорно вклиниваться в слог, то можно воспользоваться приемом, который был рекомендован в аналогичном случае применительно к звуку м.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Двигательная характеристика и методика обучения дошкольников спортивным играм
Методика проведения спортивной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка во ...

Использование метода проектов при планировании и организации образовательной деятельности
Проектная деятельность — сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных мероприятий, а системные преобразования всего образовательного процесса. Использование метода проектов даёт возможность эффективно интег ...

Разделы