Направления работы по формированию произносительной стороны речи глухих детей

Педагогика » Особенности обследования произношения у глухих школьников 11-12 лет » Направления работы по формированию произносительной стороны речи глухих детей

Страница 6

Оппозиционные.

Звук «в».

Работая над произношением звука в учитель одну руку ученика прикладывает к своей гортани, а другую подносит к своему рту (выше нижней губы), после чего уже произносит слово Вава (слогва, звук в), стараясь при этом воспроизводить звук в несколько протяжнее обычного. Побуждая ученика повторить произнесенное, учитель на этот раз прикладывает одну руку ученика к его собственной гортани и подносит другую к его рту. При этом опять-таки надо требовать, чтобы ученик произносил звук в протяжнее обычного. Работая над звуком в на индивидуальных занятиях, следует по мере необходимости пользоваться зеркалом.

У многих детей в классе звук в звучит как ф — голосовые складки разомкнуты.

Если в первом из указанных случаев правильное произношение звука в не сможет быть достигнуто на основе подражания описанными выше способами, то следует исходить из звука ф, обращая внимание ученика на сильную струю воздуха, ощущаемую при произнесении этого звука на поднесенной ко рту руке. Затем, произ- нося протяжное фи предоставив ученику возможность

контролировать выдыхаемый воздух (рукой, поднесенной ко рту) и голос (на слух, рукой, приложенной к гортани), учитель пере- ходит с ф на в (ф _ е _ ) и предлагает ему проделать то же самое. Получив чистое, протяжное б, следует перейти к слогу ва, а затем и к слову, например Вава, все время следя за тем, чтобы ученик произносил звук в протяжно.

В обоих вариантах второго случая следует добиваться правильного воспроизведения звука в, исходя из протяжного его произнесения и опираясь на двойной контроль (выдыхаемого воздуха и наличия голоса).

Тот же прием должен быть использован и в третьем случае, с преимущественной фиксацией внимания на звучании голоса и вибрации гортани.

Звук «б».

В случае, когда ученик заменяет звук б в слове и слоге звуком п, учитель выписывает слоги ба и па, а затем, закрыв нижнюю половину лица экраном (чтобы избежать возможности зрительного различения звуков по напряженности артикуляции), произносит вразбивку перед микрофоном эти слоги. Ученик, прослушивая произносимое, учителем, указывает на соответственные слоги. Если после ряда проб будет достигнуто различение слогов на слух, то учитель, убрав экран, вновь пытается вызвать у ученика правильное произнесение слога ба на основе слухо-зрительного подражания.

При этом поочередное произнесение слогов ба и па подкрепляется указанием на соответственные их начертания. Если различения слогов на слух достичь не удается или если успешное различение их на слух оказывается недостаточным, чтобы получить слог ба по подражанию, то следует перейти к другим приемам.

Приложив руку ученика к своей гортани, учитель произносит слово банка, слог ба и обращает внимание ученика на вибрацию гортани при звуке б, на легкое раздувание щек под напором воздуха, наполняющего ротовую полость. Сопоставляя слоги па и ба, учитель указывает на соответственные буквенные обозначения, после чего побуждает ученика самого произнести по подражанию сначала слог па, затем ба. Ученик контролирует себя, приложив руку к собственной гортани или щеке.

Однако нередко учащиеся оказываются не в состоянии воспроизвести звук б ни в слове, ни в слоге. Тогда надо воспользоваться некоторыми специальными приемами постановки этого звука.

Часто дети, будучи не в состоянии произнести по подражанию отдельный слог ба, довольно легко воспроизводят вслед за учителем ряд таких слогов, быстро следующих один за другим. Приложив руки ученика к своим щекам, учитель произносит: бабабабаба . или даже бббббб . . Вслед за этим ученик проделывает то же самое, контролируя себя приложенными к щекам руками. На последующих занятиях, постепенно замедляя темп произнесения слогов, можно получить у таких учащихся уже и отдельный слог ба, и слово с этим слогом, а затем и другие слоги и слова.

Звук «д».

Приложив руку ученика к своей гортани, учитель произносит слог да, слово вода и обращает внимание ученика на вибрацию гортани при звуке д. Этот звук воспроизводится учителем намеренно с некоторой задержкой на том моменте, когда при наличии язычно-зубной смычки уже звучит голос.

Сопоставляя слоги та и да, учитель указывает на соответственные буквенные обозначения, после чего побуждает ученика самого произнести по подражанию сначала слог та, затем да. Если ученику удается правильно воспроизвести звук д в слоге да, слове вода, то можно перейти к другим слогам и словам, включающим этот звук. Иногда учащиеся оказываются не в состоянии воспроизвести по подражанию звук д ни в слове, ни в отдельном слоге. В этом случае опять-таки нередко приводит к цели быстрое произнесение вслед за учителем ряда слогов: дадада . .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Методики диагностики индивидуальных особенностей мышления
При исследовании особенностей мышления необходимо учитывать, что в основном тестовые методики изучения мышления чётко разграничивают два вида мышления: вербально-логическое и наглядно-образное. Для изучения мышления младшего школьника целесообразно отбирать д ...

Современное состояние проблемы
Отрадно, что в общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра применяется, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более акт ...

Разделы