Рис. 7 Анализ обследования фонематического слуха у дошкольников ЭГ до и после коррекции
Итак, у дошкольников экспериментальной группы после коррекционной работы улучшилось состояние фонематического слуха: 80% детей правильно повторяли слоги, отличающиеся по глухости-звонкости, твердости-мягкости, по способу образования (ца-са), по месту образования (са-ша), т.е. у этих дошкольников фонематический слух сформирован. У остальных дошкольников экспериментальной группы (20%) фонематический слух сформирован частично, так как дошкольники затруднялись при повторении слогов со звуками, отличающимися по месту образования (ра-ла).
Обследование фонематического анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня после проведенной работы по развитию фонематического восприятия в процессе формирования звукопроизношения показало, что многие дошкольники научились определять положение звука в слове (См. таблицу 10).
Таблица 10
Анализ обследования фонематического анализа у дошкольников ЭГ до и после коррекции
Положение звуков в слове |
До коррекции |
После коррекции | ||
человек |
% |
человек |
% | |
Гласный в начале слова |
3 |
20 |
15 |
100 |
Гласный в середине слова |
0 |
0 |
6 |
40 |
Гласный в конце слова |
1 |
6,7 |
7 |
46,7 |
Согласный в начале слова |
0 |
0 |
9 |
60 |
Согласный в середине слова |
0 |
0 |
6 |
40 |
Согласный в конце слова |
3 |
20 |
12 |
80 |
Таким образом, все дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня научились выделять первый гласный в слове, также многие дошкольники (80%) стали выделять последний согласный в слове, 60% дошкольников теперь могут опредедлить первый согласный в слове. Однако, зафиксированы и ошибки, так, например, у некоторых детей трудности возникали при выделении гласного из середины слова, гласного в конце слова, согласного в середине слов. Итак, нами сделан вывод, что работа по развитию фонематического анализа была эффективной, у 40% дошкольников фонематический анализ сформировался, а с остальными 60% детей необходимо продолжить работу в этом направлении (См. таблицу 11, рис. 8).
Таблица 11
Сформированность фонематического анализа у детей ЭГ до и после коррекции
Сформированность |
До коррекции |
После коррекции | ||
чел |
% |
чел |
% | |
Сформирован |
0 |
0 |
6 |
40 |
Не сформирован |
15 |
100 |
9 |
60 |
Другие статьи:
Специфика формирования учебной деятельности в
младшем школьном возрасте
На данном этапе возникают и формируются основные компоненты структуры учебной деятельности. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности. Поэтому основной задачей современного начального обучения ...
Развитие творческой активности младших школьников в процессе реализации игровой
педагогической технологии
Главной задачей системы образования становится развитие личности, её творческой индивидуальности, развитие и реализация сущностных сил ребёнка. Однако в работах многих педагогов и психологов (Р. М. Грановская, Ю.С. Крижанская и др.) отмечается, что в существу ...