Развитие фонематического слуха в процессе формирования правильного звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Педагогика » Анализ проблем общего недоразвития речи в современной логопедии » Развитие фонематического слуха в процессе формирования правильного звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 2

1. Выделить гласный (согласный ) звук из ряда других звуков (поднять флажок).

2. Выделить слог с определенным звуком (поднять флажок).

3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки).

4. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок.

5. Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).

6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д.

Работа над фонематическим восприятием в процессе формирования правильного звукопроизношения начинается с уточнения артикуляции гласных звуков, затем согласных, которые дошкольники правильно произносят в самостоятельной речи, затем по мере постановки нарушенных звуков, проводятся игры на восприятие этих звуков.

Нами разработан план работы над фонематическим восприятием в процессе формирования правильного звукопроизношения. План составлен на основе программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»:

Период обучения

Работа над звукопроизношением

Развитие фонематических процессов

I Сентябрь, октябрь, ноябрь

Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [и], [н], [н'], [п], [п'], [т], [т`], [л], [л'], [ф], [ф`], [в], [в'], [б], [б']. Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к`], [г], [г'], [х], [х'], [л`], [л], [ы], [с], [с'], [з], [з`]

Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки. Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: уа, ам

II Декабрь, январь, февраль,

Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода. Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений. Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б'], [д], [д’], [г’], [г], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л']

Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова. Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.

III Март, апрель, май

Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [з], [ж], [р], [р`]; [ы] — [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях. Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] — [з]), по твердости-мягкости ([л] — [л'], [т] — [т']), по месту образования ([с] — [ш]).

Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («лак— лик»).

План работы над фонематическим слухом в процессе коррекции звукопроизношения.

Период

Тема занятия

Цели

I период

Звук А, Звук У, Звук О, Звук Э, Звук И, Звук Ы

Уточнение гласных звуков, формирование умения выделять ударный первый гласный. Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.

Звук М, Звук Н, Звук П, Звук Т, Звук В, Звук Ф, Звук Б

Учить дошкольников выделять первый согласный звук, анализировать сочетание типа ау, ам.

Звук К-КЬ, Звук Г, ГЬ, Звук Х, Звки С, З

Учить дошкольников выделять последний согласный звук, анализировать сочетания типа ма

II период

Звук ЛЬ, Звук Ш, Звук Ж

Постановка и закрепление звуков, развитие умения выделять звук из ряда звуков, учить анализировать прямые и обратные слоги, учить определять ударный гласный в конце слов

III период

Звук Л, Звук Р, РЬ.

«Дифференциация звуков С-Ш», «Дифференциация звуков Ж-З», «Дифференциация звуков Р-Л»

Постановка отсутствующих звуков, закрепление звуков и их дифференциация. Учить звуковому анализу и синтезу, преобразованию слогов ас-са.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Диагностика коммуникативной сферы
Цель исследования: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками с помощью методики «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А.Калягина). Описание методики «Картинки». Исходная ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением ...

Упражнение в бодибилдинге определение и классификация
Термином "упражнение" в теории и методике спорта принято называть регулярное воспроизведение целесообразных действий (выделено или в комплексе), упорядочиваемое по принципам достижения эффекта подготовительной деятельности. Понятие "упражнение& ...

Разделы