Целью анализа являлось изучить содержание стереотипных представлений о личности и профессиональной деятельности современного учителя, сформированных в сознании учащихся и родителей как компоненте имиджа применительно к профессии учителя.
На данном этапе нами использовались такие методы педагогического исследования как:
педагогическое наблюдение;
интервью-тестирование педагогов, родителей, школьников;
социальный опрос;
сравнительный анализ;
методы математической обработки.
Базой практики стала МОУСОШ № 35 г. Ставрополя. В целом в работе участвовало 100 человек.
Для выявления профиля стереотипного современного учителя, соответствующего представлениям и ожиданиям школьников разного возраста начальной школы (1–4 классов). На данном этапе эксперимента было проведено психолого-педагогическое обследование, позволившее оценить состояние имиджа практикующих учителей.
Имидж-характеристики, воспроизведенные респондентами, то есть современными школьниками, соответствуют полученным структурным компонентам (по Е.А.Петровой):
- индивидуально-личностные качества;
- коммуникативные особенности;
- особенности профессиональной деятельности;
- внешний облик.
Таблица № 1.
Критерии и показатели оценки имиджа педагога начальных классов
Критерии |
Показатели |
Методы и методики |
Субъектный |
мотивационный когнитивный эмоциональный |
беседа, наблюдение, анкеты «Мой профессиональный имидж», «Роль имиджа педагога в его профессиональной деятельности»; методики: «Профессиональные установки и ценности», «Напишите свой портрет», «Дембо-Рубинштейн»; мотивация профессиональной деятельности (А.А.Реан); беседа, анкета «Мой профессиональный имидж»; методика типового состояния (по Э.Эйдемиллеру и В.Юстицкому); беседа, наблюдение, анкеты «Мой профессиональный имидж», «Роль имиджа педагога в его профессиональной деятельности»; САН, ШСНС, тест на определение коэффициента комфортности; методика типового состояния (по Э.Эйдемиллеру и В.Юстицкому); тесты: «Ваши эмпатические способности», «Насколько Вы терпимы?», ШРЛТ Спилберга-Ханина, школьная тревожность по Филипсу; |
операционно-деятельностный |
владение способами реализации имиджа педагога, способствующего процессу становления личности младшего школьника; владение способами диагностики проявлений имиджа педагога в профессиональной деятельности; владение способами коррекции и развития имиджа педагога. |
наблюдение, беседа, анкета «Мой профессиональный имидж»; метод экспертной оценки, методика «Ваш имидж»; тесты-опросники: невербальной компетентности (Е.А.Петрова), «Склонность к рефлексии невербального поведения»; наблюдение, беседа, анкета «Мой профессиональный имидж»; |
отношений |
выбор стиля руководства и стиля общения; комфортная психологическая атмосфера в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса. |
наблюдение, анкета, метод экспертной оценки, методики: «Стиль руководства», «Учитель глазами ученика»; наблюдение, беседа, метод экспертной оценки. |
Другие статьи:
Теоретические основы проблемы процесса музыкально-эстетического развития
подростков
Для того чтобы определить как в широком смысле понимается термин «музыкальная субкультура» и какое значение она имеет в музыкально-эстетическом развитии подростка, необходимо для начала понять что такое культура и как из этого определения сформировался новый ...
Коллективная методическая работа
Коллектив в любом образовательным учреждении, а в данном случае в училище, должен выработать единый подход у учащимся, к организации и осуществлению учебного процесса. Важное значение имеет совместное обсуждение той продукции, которая называется методической ...