Психолого-педагогические аспекты изучения графических редакторов в школьном курсе информатика

Педагогика » Методика изучения графических редакторов в школьном курсе информатики » Психолого-педагогические аспекты изучения графических редакторов в школьном курсе информатика

Страница 2

В-третьих, осуществление человеком деятельности по программированию во взаимодействии с ЭВМ сказывается и на его личности. Она развивается теперь в общении не только с другими людьми, но и с компьютером. Одним из условий развития личности теперь выступает ее, так сказать, принципиальная компьютерная дополнительность. Теперь развитие личности во многом связано с раскрытием ее способностей, дополняемым игровыми возможностями, возникающими в общении с ЭВМ. Тем самым существенно меняется не только социальная ситуация развития (общение как с человеком, так и с компьютером), но самый его характер, детерминированный как внешней микроэкологией (из-за насыщения ЭВМ), так и внутренней динамичностью и интенсивностью развития (из-за комбинаторно-игровых возможностей ЭВМ).

В-четвертых, использование человеком ЭВМ для повышения эффективности своей профессиональной деятельности за счет решения им подлежащих алгоритмизации задач на компьютере создает новые, радикальные условия для культивирования у себя различных типов рефлексии (интеллектуальной, личностной, коммуникативной, кооперативной, экзистенциальной). Привлечение компьютера для решения задач человеком — пользователем ЭВМ, позволяя фиксировать различные этапы и промежуточные результаты поиска решения задач,

К подростковому возрасту не только достигается зрелое состояние данных форм мышления, но и начинают обнаруживаться и формироваться далее обслуживающие эти формы рефлексивные механизмы, что приводит к принципиальной смене характера развития от стадиально-частичного к целостно-интегральному. Это происходит за счет того, что мышление начинает развиваться как производное от целостно-осознанного сознания своего «я» и подчиняется в своем развитии целенаправленному осуществлению этого «я» посредством рефлексивной организации и регуляции своих поступков и действий в противоположность доподростковому периоду, когда целостность мышления, поступков и действий производна либо от стихийных обстоятельств, либо от компенсирующих их разрывность социальных норм и реализующих их нормативно-ситуативных предопределенных воздействий взрослого относительно ребенка. Методологический анализ возможных изменений в развитии мышления в связи с его компьютеризацией позволяет конкретизировать указанную двухпериодную линию развития мышления ребенка (как стадиально-частичную до подросткового возраста и интегрально-рефлексивную после этого возраста) путем признания базисного характера этой линии относительно той новой надстроечной (конфликтно-рефлексивной), которая осуществляется по мере того, как ребенок овладевает компьютерной грамотностью и работает с ЭВМ в различных режимах. Эффективность этих режимов обеспечивается раскрытием соответствующих типов рефлексии при взаимодействии человека с компьютером, выступающим в качестве способа или ситуации социального развития мышления человека.

Итак, компьютеризированное мышление является производно определяемым фактором социально сложившегося разделения труда и тем самым выступает в совершенно новом качестве, а именно как индивидуально проявляющееся, но кооперативно предопределенное программным обеспечением, существующим в различных формах современных мегаинтеллектуальных систем — в виде систем банков данных и баз данных, сетей и телекоммуникаций в современном производстве вплоть до искусственного интеллекта.

Развитие воображения при изучении графических редакторов

Во взаимоотношениях «человек — компьютер» связь не может быть односторонней. Диалектика таких взаимоотношений такова, что компьютер, включенный в структуру интеллектуальной деятельности человека, должен активно стимулировать продуктивные, творческие функции мышления, способствовать формированию, развитию и росту его интеллектуальных способностей. Вопрос о влиянии информационных систем на интеллектуальную деятельность обучаемых в целом и на мышление обучаемых в частности является достаточно спорным. Можно выделить три основных подхода к данной проблеме, сложившихся в настоящее время в психологии. Первый подход, называемый теорией замещения, отождествляет работу программы для ЭВМ с процессом мыслительной деятельности человека. С этой точки зрения компьютер заменяет или замещает человека практически во всех сферах умственной деятельности. Данная теория является весьма спорной, поскольку она не выражает реальных отношений между мышлением человека и принципом работы компьютера, не отражает влияния второго на развитие первого. Второй подход, называемый теорией дополнения, возник на основе информационной теории мышления, согласно которой ЭВМ увеличивает возможности человека по переработке информации, повышая объем и скорость такой переработки. Третий подход к проблеме влияния компьютера на мышления человека был предложен О. К. Тихомировым и называется теорией преобразований. Согласно данной теории происходит не исчезновение мышления как такового, но преобразование умственной деятельности, появление новых форм опосредования, при которых компьютер как орудие умственной деятельности человека преобразует саму эту деятельность.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Методические особенности отбора задач с практическим содержанием на различных этапах урока математики
Использование задач как средства мотивации знаний, умений и методов создает условия для реализации в процессе введения нового учебного материала связи обучения математике с жизнью, развитие меж предметных связей. Задачи должны быть подобраны так, чтобы их пос ...

Неурочные формы в процессе обучения музыке
В качестве примеров неурочных форм обучения музыке рассмотрим хор, ансамбль и оркестр. Хор (др.-греч. χορός толпа) - хоровоой коллектив, пеевческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совмес ...

Разделы