Метод геометрических трансформаций основан на использовании так называемых творческих программ, позволяющих производить геометрические трансформации, где вообще не может быть дано никаких «правильных» ответов. Программы этого типа дают в руки учителю полезный метод преподавания, обеспечивая возможность более глубокого понимания учениками изучаемого материала.
Существуют программы, в случае необходимости осуществляющие вращение объекта под разными углами зрения. Это дает учащимся сразу несколько преимуществ. Во-первых, на ранних стадиях изучения предмета ученикам обычно бывает трудно представить себе объект на основе различных чертежей и соотнести их друг с другом. Этот процесс может быть упрощен с помощью отображения чертежей на экране и их вращения. Во-вторых, учащиеся могут легко, не прибегая к конструированию проектируемого объекта, представить себе его внешний вид. В-третьих, они могут проверить, не были ли ими допущены серьезные ошибки или упущения при попытке построения трехмерного изображения.
Особого внимания при этом требует разработка заданий по развитию аналитических способностей учащихся и упражнений, направленных на развитие воображения учеников.
Упражнения, которые можно использовать на уроках информатике.
Придумайте и нарисуйте в графическом редакторе как можно больше предметов, отвечающих следующим условиям:
1) круглые;
2) квадратные;
3) могут воспроизводить шум;
4) могут передвигаться на колесах;
могут летать;
могут плавать.
Метод инверсии. Смысл метода инверсии заключается в подходе к поиску решения проектной задачи в направлении, противоположном традиционному, а именно в инвертировании объекта, его формы, функций, рассмотрении не только отдельных элементов, но и системы в целом. Инверсия — «метод проектирования от противного» — способствует всестороннему развитию гибкости мышления, так как заставляет взглянуть на проблему с новой позиции, выработать другую точку зрения.
Метод эвристического комбинирования является усложненным вариантом метода транспозиции, описанного выше. Метод перестановки (рекомбинации) базируется на комбинировании реального мира в человеческом сознании. Метод предполагает изменение компоновочных схем элементов, их замену и соединение в другой последовательности, что может оказать существенное влияние на форму объекта в целом. В основе метода эвристического комбинирования лежит целесообразный подбор операций по перестановке элементов проектируемого объекта, сознательному акцентированию отдельных из них, приспособлению объектов к возможностям человека и условиям «изменяемой» среды.
Ассоциативный подход — один из способов формирования идей. Ассоциация, или связь мыслей, может дать наибольший эффект в том случае, если творческое воображение проектировщика обращается к разным идеям и одна из них возникает на основе другой.
На уроках рисования можно предложить следующие задания:
1. «Расположите геометрические фигуры — окружность, квадрат и треугольник так, чтобы изобразить: а) цирк, б) рынок и т. д. (рис. 6)».
2. «Перед вами ряд простых фигур. Необходимо их дополнить, усовершенствовать, чтобы получились законченные рисунки. Дайте им названия».
графический редактор школьный информатика
Упражнение относится к числу творческих, так как оно рассчитано на развитие изобретательской фантазии, оригинальности. В этом упражнении использованы стимулы, разработанные Кэт Фанком и примененные Барроном. Эти исследования показывают, что творческие личности предпочитают сложные асимметричные фигуры простым симметричным. Это проявляется при создании как различных фигур, так и рисунков и мозаики.
Можно предложить упражнение «Восприятие образа»:
«Перед вами ряд рисунков. Ваша задача, воспринимая каждый из них как единое целое, сказать, что бы это могло значить, какие образы возникают под влиянием этих рисунков (рис. 8)».
В основе этого упражнения лежит идея о том, что художественное видение, способности и умения тесно связаны с целостностью восприятия образа.
Технологией, ориентированной на применение методов развития творчества учащихся, является проблемное обучение. Должны быть созданы необходимые условия для того, чтобы сформировать у них такие приемы умственной и практической деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют содержанию и характеру решаемых учебных задач, обеспечивая вместе с тем возможности активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, стимулируя самостоятельный, творческий поиск решения той или иной учебной задачи.
Другие статьи:
Особенности
игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Поэтому в ней сконцентрированы наиболее существенные для данного периода проявления психической активности детей. В игре проявляются особенности познавательной, волевой и эмоциональной сфер пси ...
Понятие о лексике и ее развитие в онтогенезе
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явление, действие и признаки окружающей действительности. Различают словарь активный и пассивный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в ...