Для организации деятельности учащихся по образцу используются методы аналогий, реальной действительности, транспозиции и моделирования.
Метод аналогий. Это один из методов познания творчества, применяемым) во всех областях человеческой деятельности. «Аналогия — это такой мыслительный процесс, в котором от общности (сходства) одних качеств, свойств или отношений сравниваемых объектов приходим к общности других свойств или отношений. Объективными основаниями подобного сходства выступает материальное единство мара». Таким образом, в основе аналогий лежат объективные связи и отношения.
Различают тривиальную аналогию, которая базируется на сходстве предметов и явлений, каких-либо признаков и отношений, которые очевидны или достаточно близки. Она, как правило, относится к однородным объектам. Нетривиальная аналогия является операционным механизмом творчества, служит методом создания изобретений, открытий, генерирования новых идей. В отличие от тривиальной, она определена как нестрогая, неполная, неоднородная, вероятностная. Полные (гомоморфные), тождественные аналогии для изобретательской практики и дизайна относительно бесплодны, так как они ведут к повторению и тиражированию объектов.
Истинное творчество при создании нового технико-эстетического качества возможно лишь на базе неполных аналогий, в процессе использования которых происходит установление мысленных связей при отборе признаков, накладываемых друг на друга.
Использование компьютера для построения чертежей очень эффективно, хотя существуют серьезные отличия в построении на бумаге и на экране. Поэтому полный отказ от традиционных средств обучения считается нецелесообразным. Ниже приводятся некоторые задачи на построение, при решении которых использование графических редакторов оправдано. Например, при построении сечений геометрических фигур можно предложить задания типа «Проведите сечение, проходящее через точку А и прямую о». Результат изображен на рис. 1.
Также можно использовать задания на пространственное воображение, например:
1. «Постройте фигуру, симметричную данной: а) относительно точки; б) относительно прямой» (рис. 2).
2. «Известно, что при параллельном переносе точка А переходит в точку В. Постройте фигуру, получающуюся из данной в результате этого преобразования» (рис. 3).
3. «Дана одна половина картинки, нарисовать вторую половину». Здесь надо обратить внимание на то, что в первом случае (клоун) требуется точное воспроизведение оригинала, а во втором (ваза с цветами) допускается и поощряется игра воображения в пределах композиционных норм, т. е. используется метод неполных аналогий.
Метод реальной действительности. В школьной практике этот метод можно использовать при обращении к опыту школьников, выявлении их миропонимания и мироощущения. Кроме того, он позволяет формировать новые качества и знания учащихся, необходимые для жизни в обществе, способствующие объективной оценке окружающей действительности. Метод реальной действительности реализуется на уроках рисования, при конструировании платьев (у девочек) или изделий домашнего обихода (у мальчиков).
Наибольшее распространение получил метод «транспозиции», смысл которого заключается в перестановке детали, узла или механизма в пределах системы.
На уроках информатики при изучении графических редакторов задания могут быть такими: «Составьте растительный орнамент на основе следующего фрагмента (рис. 5, а)». В младших классах можно предложить задания типа: «Построить из фрагментов рисунок (рис. 5, б)».
Наибольшего внимания в связи с использованием компьютеров для развития творческого воображения учащихся заслуживает метод компьютерного моделирования. Развивая информационную культуру учащихся, под которой понимают умение человека жить и работать в информационном обществе, необходимо знакомить учеников с современными достижениями в области моделирования на производстве и в других областях деятельности человека.
К методам, стимулирующим развитие творческого воображения учащихся, относятся методы геометрических трансформаций, инверсии, эвристического комбинирования, использования случайностей и ассоциаций.
Другие статьи:
Понятие театрализованная деятельность
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на ...
Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его эстетическом воспитании. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал д ...