Т.Б. Филичева и Т.В. Чиркина для обследования лексического запаса предлагают составить примерный перечень тех слов, которые в норме дети обычно понимают и употребляют в речи.
В процессе обследования выясняется объём предметного, глагольного словаря и словаря признаков.
Сюда входят существительные, объединяющие как видовые, так и родовые понятия;
слова, обозначающие предметы и их части, домашних и диких животных и их детёнышей, профессии людей и т.д.;
глаголы, обозначающие действия предметов;
прилагательные, обозначающие различные качества, величину предметов, цвет, форму;
прилагательные, указывающие на материал, из которого сделаны предметы.
При обследовании словарного запаса авторы рекомендуют варьировать задания, соблюдая постепенное нарастание сложности. Также важно выяснить, умеет ли ребёнок образовывать новые слова суффиксально – префиксальным способом. Нужно проверить не только наличие в речи общеупотребительных слов, но и слов, близких по лексическому значению (глаголы: шьёт, вышивает; летит, вылетает). Особое внимание обращается на образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесённости с продуктами питания (грибной суп), с материалом, из которого сделан предмет (деревянный забор), с растениями (берёзовая роща).
У Г.Р. Шашкиной изучение словарного запаса предполагает выявление соотношения количественного и качественного состава словаря. Необходимо отметить употребление:
- существительных (например, умеет ли ребёнок называть функциональные части целого: «У машины есть мотор. Что ещё есть у машины?);
- прилагательных (называние цвета, свойств, качеств, величины, материала, из которого сделаны предметы: «Это стул. Какой он? А если он из дерева?»);
- глаголов (проверяется называние слов, обозначающих действия животных, людей: «Что делает врач? Что можно делать иголкой?»);
- наречий (проверяется называние признаков действия и слов, обозначающих пространственные и временные отношения: «Как может бегать мальчик? Где находится потолок?»);
- обобщающих понятий («Стол, шкаф. Что это? Назови, одним словом»);
- слов – антонимов («Скажи наоборот»),
- слов – синонимов («Скажи по-другому»).
Таким образом, изучив методики этих авторов, можно сказать, что обследование должно проходить в комплексе. На основании анализа правильно названных ребёнком слов создаётся представление об объёме активного словаря, т. е. о количественной его характеристике, а также о некоторых качественных сторонах.
Цель исследования - выявить особенности словарного запаса речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
Изучить состояние словарного запаса речи у дошкольников с нарушениями речи в сопоставлении с детьми без речевых нарушений.
Определить уровни сформированности словарного запаса речи у дошкольников с нарушениями речи.
Констатирующий эксперимент проводился весной (март-апрель) 2006 года. В нем принимали участие 12 воспитанников детского сада комбинированного вида № 171 «Крепыш» г. Тольятти. В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста (5,8 – 6,2 лет).
Экспериментальную группу составили - 12 детей с нарушениями речи:
у 9 детей логопедическое заключение - ОНР 3 уровень. Стертая форма дизартрии;
2 ребенка логопедическое заключение – ОНР 2 уровень. Стертая форма дизартрии;
1 ребенок с логопедическим заключением – ОНР 1 уровень. Сенсомоторная алалия.
Контрольную группу составили 12 детей с нормальным речевым развитием.
Детям были предложены задания.
Эксперимент проходил в обычной для детей обстановке, в первой половине дня, в свободное от занятий время. Ему предшествовало наблюдение за детьми на занятиях, на прогулке, и знакомство с детьми. Исследования проводились индивидуально с каждым испытуемым и в одинаковых для всех условиях.
С целью изучения состояния словарного запаса речи у детей с общим недоразвитием речи было составлено 2 серии заданий.
Первая серия направлена на выявление понимания – импрессивная речь, вторая серия направлена на выявление употребления в речи названий предметов – экспрессивная речь.
Существительные.
Задание 1.
Цель: выявление знаний о названиях различных предметов.
Оборудование: предметные картинки из альбома Иншаковой О.Б.
Другие статьи:
Привлечение родителей к воспитательной работе
В воспитательном процессе школы, кроме педагогов, участвуют родители, работая в классных и общешкольных родительских комитетах, выполняя рекомендации, просьбы учителей. На современном этапе выделяют следующие виды привлечения родителей к воспитательной работе ...
Понятие «словесно-логического мышления» в психолого-педагогической
литературе
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может ...