Выявление словарного запаса детей с общим недоразвитием речи

Педагогика » Формирование лексики дошкольников с общим недоразвитием речи » Выявление словарного запаса детей с общим недоразвитием речи

Страница 4

- Скажи лимон, какой по цвету; по форме; по величине?

Подбор антонимов.

- Скажи наоборот!

Широкий, прямой, сухой, высокий, длинный, больной, веселый, светлый, холодный.

Наречия.

Инструкция:

- Скажи наоборот!

Далеко, высоко, тепло.

- Скажи, как ползет черепаха?

Как светит месяц? Когда ложатся спать дети?

Числительные.

Инструкция:

- Сосчитай, сколько предметов?

- Назови по порядку.

Местоимения.

Инструкция:

- Скажи, кто это?

Мальчик – он.

Девочка – она.

Вместе – они.

С целью количественного анализа результатов исследования была разработана система бальной оценки по каждому блоку заданий:

Оценка результатов:

5 баллов – ребенок безошибочно выполнил задание.

4 балла – ребенок при выполнении задания допустил 1 – 2 ошибки.

3 балла – ребенок допустил 3 – 4 ошибки.

2 балла – ребенок допустил 5 – 6 ошибок.

1 балл – ребенок при выполнении задания допустил более 6 ошибок.

0 баллов – ребенок не справился с заданием.

Выводы об уровне развития.

Высокий уровень (24 – 30 баллов)

Дети правильно показывали и называли предметы, действия, признаки и т.д.

Средний уровень (16 – 23 баллов)

Дети не называли предметы, словарь ниже возрастной нормы. Но при помощи логопеда исправляют свои ошибки.

Низкий уровень (15 и меньше баллов)

Дети помощью не могут воспользоваться, отказывались от выполнения заданий.

По итогам проведения двух серий заданий экспериментального исследования необходимо определить уровень сформированности словарного запаса речи у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, при обработке полученных результатов проводимого исследования детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать два основных момента, количественную оценку деятельности детей, а также качественную обработку, в которой указывается специфика ошибок.

После обследования детей экспериментальной и контрольной групп приступим к разбору допущенных ошибок.

Первый блок заданий - на понимание (импрессивная речь).

Экспериментальная группа:

Дети с общим недоразвитием речи во всей серии, касающейся импрессивной речи, допустили ошибки: Кристина Я. (ОНР, алалия) не показала, что такое «манжета», а Петя П. (ОНР, дизартрия) не знал, что показать на вопрос: Что такое катушка?

Контрольная группа:

При обследовании импрессивной речи у детей с нормальным речевым развитием задания не вызвали затруднений.

Данные по уровням сформированности показаны в гистограмме № 1.

Гистограмма № 1

Уровни сформированности импрессивной речи у детей экспериментальной и контрольной групп.

Из гистограммы видно, что пассивный словарь у детей с общим недоразвитием речи недостаточно развит в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием.

Второй блок заданий на определение уровня сформированности экспрессивной речи показал, что активный словарь детей с общим недоразвитием речи недостаточно развит.

Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники с ОНР не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, рабочий, ткачиха, швея), частей тела (бедро, стопа, кисть, локоть), частей предмета (манжета, фара, кузов) и др.

Многие дети затрудняются в актуализации таких слов, как: овца, лось, ослик, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер.

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных).

У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.).

В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.).

Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др. Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи детей с ОНР многообразны.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Развитие произвольной памяти младших школьников
При усвоении учебного материала необходимо преднамеренное, или произвольное запоминание и воспроизведение. В отличие от непроизвольного, такое запоминание является целенаправленным, подчиненным задаче запомнить или воспроизвести. Продуктивность произвольного ...

Планирование обучения плаванию в детско-юношеских спортивных школах
В настоящее время занятия по обучению технике плавания планируются тренерским советом ДЮСШ исходя из учебного плана . 40 недель, составляющих учебный год, делят на 3 этапа, в соотношении 36:36:48 уроков на каждый этап. На первом и втором этапе обучение проход ...

Разделы