Развитие словаря в игровой деятельности

Страница 2

Окно — дом.

Глаз — (рот, очки, лицо).

Телефон — ухо.

Телевизор — (радио, антенна, глаз).

Шапка — голова.

Сапог — (щетка, мальчик, нога).

Шерсть — овца.

Молоко — (сыр, корова, кот).

Гвоздь — молоток.

Шуруп — (отвертка, клещи, доска).

Ручка — пенал.

Тетрадь — (книга, парта, портфель).

Кошка — котенок.

Курица — (утка, петух, цыпленок).

Трамвай — троллейбус.

Стол — (книга, кресло, дерево).

Курица — петух.

Кошка — (котенок, кот, молоко).

Машина — шофер.

Самолет — (машинист, летчик, небо).

Чтение — буква.

Счет — (задача, число, вопрос).

Логопед предлагает детям догадаться, каким будет четвертое слово.

Гвоздь — молоток, шуруп — .

Дом — крыша, книга — .

Квадрат — куб, круг — .

Птица — яйцо, растение — .

Хорошо — лучше, медленно — .

Огонь — пожар, вода — .

Зерно — амбар, деньги — .

Электричество — выключатель, вода — .

Одежда — голый, обувь — .

Школа — обучение, больница — .

Человек — ребенок, собака — .

Резина — шина, сталь — .

Птица — гнездо, человек — .

Пальто — пуговица, ботинок — .

Утро — ночь, зима — .

Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, потоп, банк (или кошелек), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

Выделить из серии слов:

а) Только названия домашних животных:

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

Осел, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, выдра, щенок, попугай.

б) Только названия транспорта:

Грузовик, метро, самолет, скамейка.

Автобус, дорога, вертолет, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

в) Выбрать правильный ответ.

В году месяцев.

Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).

У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы).

Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).

Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).

Игра «Назови части».

Возможны два варианта проведения данной игры:

а) по картинке,

б) по представлению.

Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части. Например:

Кот — тело, голова, хвост, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Грузовик — .

Дом — .

Дерево — .

Отгадывание предмета по названию его частей.

Рекомендуемый речевой материал:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверца (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, рот, нос, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

Объяснить, что общего у предметов.

а) У двух предметов:

огурец, помидор (овощи),

ромашка, тюльпан (цветы),

слон, муравей (животные),

репа, цыпленок (желтые).

б) У трех предметов:

мяч, солнце, шар ( .),

тарелка, ваза, чашка ( .),

лист, трава, крокодил ( .).

Назвать обобщающее слово по функциональным признакам,

по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, обозначаемый этим словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пище.

(Овощи)

Растут на деревьях в саду, очень вкусные и сладкие.

Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, на голову, на ноги?

Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков. Например:

Овощ, круглый, красный, вкусный. Что это?

Отгадывание по картинкам загадок-описаний

(предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную). Например:

Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).

Я низкий, толстый и серый (бегемот).

Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).

Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

Уточнение значения слов-существительных.

Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т. е. как используется). Например:

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Становление и развитие дистанционного обучения в России
Рассматривая развитие заочного и дистанционного обучения в советский и постсоветский периоды, можно выделить несколько основных этапов. Каждый из них связан с изменениями в политике, идеологии, экономике, социальной и духовной жизни общества, с одной стороны, ...

Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством
Формирующий эксперимент исследования проводился с сентября по декабрь 2008г. на базе Рудничного детского дома для умственно отсталых детей. Формирующий эксперимент включал два этапа: подготовительный и основной. Цель подготовительного этого этапа - сформирова ...

Разделы