лопата — предмет, чтобы копать землю; тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла .
Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.
Выбрать из трех слов два слова-«неприятеля».
Предлагаются слова — существительные.
Друг, печаль, враг.
Ночь, сутки, день.
Радость, радостный, печаль.
К данным словам придумать слова-«неприятели».
Предлагается следующий речевой материал:
имена существительные: день, утро, восход, весна, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, польза, грязь.
Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»:
среди имен существительных:
дом,солдат,боец;
конь, собака, лошадь;
дом, улица, здание.
Придумать слова-«приятели» к данным словам:
здание — (дом),
хворостина — (прут),
печаль — (грусть),
конь — (лошадь),
солдат — (боец),
приятель — (друг).
Придумать предложение с каждым из слов- « приятелей».
Пища — корм — еда;
груз — ноша — багаж;
Игра «На что похоже?»
Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения).
Белый снег похож на (что?) .
Синий лед похож на .
Густой туман похож на .
Чистый дождь похож на .
Блестящая на солнце паутина похожа на .
Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.
Игра «Закончи предложение» (подбери сравнение).
Земля покрыта снегом, как .
Лед блестит у берега, как .
Туман стелется над озером, как .
Дождинки текут по лицу, как .
Выбрать среди других картинки (или предметы), названия которых звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов.
Например: коса (у девочки), коса (орудие труда), коза.
Объяснить значения слов в словосочетаниях:
прозрачный ключ, железный ключ;
острая коса, длинная коса;
меткий лук, зеленый лук;
вкусная овсянка, спящая овсянка;
глубокая норка, пушистая норка;
больная ножка, деревянная ножка;
пухленькая ручка, дверная ручка.
Найти в стихотворениях слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.
В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глядит глазком картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает.
И стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
(И. Токмакова)
Много есть ключей:
Ключ — родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
(Д. Лукич)
Определить, применительно к каким предметам используются слова.
Предлагаются вопросы «у кого?», «у чего?» Например:
ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки;
язычок — у человека, у ботинка;
ножка — у стула, у ребенка, у гриба.
Найти в предложениях слова, которые звучат одинаково.
Объяснить значения похожих слов.
Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коси, коса!» Бегут минуты и часы. Им точный счет ведут часы. (В. Кремнев)
Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка. (С. Косенко)
Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).
Бежит кто? (человек, зверь); что? (река, ручей, молоко, время).
Идет кто? (девочка, кошка); что? (время, дождь, снег, град).
Растет кто? (ребенок, щенок); что? (дерево, цветок).
Отгадать названия животных.
ржет —
мяукает —
блеет — .
мычит — .
хрюкает — .
лает — …
Игра «Отгадай, что это за животные?»
Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идет речь.
Сторожит, грызет, лает (кто это?) — .
Мяукает, лакает, царапается — .
Хрюкает, роет землю, чавкает — .
Ржет, бегает, скачет — .
Блеет, бодается — .
Мычит, жует, ходит — .
Летает, жужжит, жалит — .
Придумать слова, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?», на тему «Осень».
приходит (что?) — .
желтеет — .
плывут — .
улетают — .
дует — .
готовятся к зиме — .
вянут — .
моросит — .
опадают — .
мокнет — .
Придумать слова, отвечающие на вопрос «что?», на тему «Овощи и фрукты».
большой (что?) — арбуз
синяя — .
маленькая — .
красная — .
крупный — .
зеленый — .
круглый — .
овальная — .
мелкий — .
Другие статьи:
Организация и методика исследования быта и жизнедеятельности детей
Целью констатирующего эксперимента стало определение исходного уровня развития воспитанников, их жизнедеятельности в условиях интернатного учреждения. Задачи эксперимента: 1. Выявить характерные особенности детей, оставшихся без попечения родителей и детей, в ...
Психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников
при переходе из начальной школы в основную
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах. Существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются ...