Развитие словаря в игровой деятельности

Страница 3

лопата — предмет, чтобы копать землю; тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла .

Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.

Выбрать из трех слов два слова-«неприятеля».

Предлагаются слова — существительные.

Друг, печаль, враг.

Ночь, сутки, день.

Радость, радостный, печаль.

К данным словам придумать слова-«неприятели».

Предлагается следующий речевой материал:

имена существительные: день, утро, восход, весна, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, польза, грязь.

Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»:

среди имен существительных:

дом,солдат,боец;

конь, собака, лошадь;

дом, улица, здание.

Придумать слова-«приятели» к данным словам:

здание — (дом),

хворостина — (прут),

печаль — (грусть),

конь — (лошадь),

солдат — (боец),

приятель — (друг).

Придумать предложение с каждым из слов- « приятелей».

Пища — корм — еда;

груз — ноша — багаж;

Игра «На что похоже?»

Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения).

Белый снег похож на (что?) .

Синий лед похож на .

Густой туман похож на .

Чистый дождь похож на .

Блестящая на солнце паутина похожа на .

Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.

Игра «Закончи предложение» (подбери сравнение).

Земля покрыта снегом, как .

Лед блестит у берега, как .

Туман стелется над озером, как .

Дождинки текут по лицу, как .

Выбрать среди других картинки (или предметы), названия которых звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов.

Например: коса (у девочки), коса (орудие труда), коза.

Объяснить значения слов в словосочетаниях:

прозрачный ключ, железный ключ;

острая коса, длинная коса;

меткий лук, зеленый лук;

вкусная овсянка, спящая овсянка;

глубокая норка, пушистая норка;

больная ножка, деревянная ножка;

пухленькая ручка, дверная ручка.

Найти в стихотворениях слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

В чужой стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глядит глазком картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает.

И стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

(И. Токмакова)

Много есть ключей:

Ключ — родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

(Д. Лукич)

Определить, применительно к каким предметам используются слова.

Предлагаются вопросы «у кого?», «у чего?» Например:

ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки;

язычок — у человека, у ботинка;

ножка — у стула, у ребенка, у гриба.

Найти в предложениях слова, которые звучат одинаково.

Объяснить значения похожих слов.

Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коси, коса!» Бегут минуты и часы. Им точный счет ведут часы. (В. Кремнев)

Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка. (С. Косенко)

Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).

Бежит кто? (человек, зверь); что? (река, ручей, молоко, время).

Идет кто? (девочка, кошка); что? (время, дождь, снег, град).

Растет кто? (ребенок, щенок); что? (дерево, цветок).

Отгадать названия животных.

ржет —

мяукает —

блеет — .

мычит — .

хрюкает — .

лает — …

Игра «Отгадай, что это за животные?»

Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идет речь.

Сторожит, грызет, лает (кто это?) — .

Мяукает, лакает, царапается — .

Хрюкает, роет землю, чавкает — .

Ржет, бегает, скачет — .

Блеет, бодается — .

Мычит, жует, ходит — .

Летает, жужжит, жалит — .

Придумать слова, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?», на тему «Осень».

приходит (что?) — .

желтеет — .

плывут — .

улетают — .

дует — .

готовятся к зиме — .

вянут — .

моросит — .

опадают — .

мокнет — .

Придумать слова, отвечающие на вопрос «что?», на тему «Овощи и фрукты».

большой (что?) — арбуз

синяя — .

маленькая — .

красная — .

крупный — .

зеленый — .

круглый — .

овальная — .

мелкий — .

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Организация и методика исследования быта и жизнедеятельности детей
Целью констатирующего эксперимента стало определение исходного уровня развития воспитанников, их жизнедеятельности в условиях интернатного учреждения. Задачи эксперимента: 1. Выявить характерные особенности детей, оставшихся без попечения родителей и детей, в ...

Психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников при переходе из начальной школы в основную
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах. Существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются ...

Разделы