Развитие словаря в игровой деятельности

Страница 4

черная — …

твердый — .

мягкая — .

желтая — .

сладкая — .

вкусное — .

горький — .

Придумать слова, отвечающие на вопрос «кто?», на тему «Дикие

животные».

сильный — .

трусливый — .

слабая — .

добрый — .

злой — .

быстрый — .

горбатый — .

хитрая — .

ловкая — .

хищный — большой (кто?) — слон

маленькая — .

пушистая — .

колючий — .

могучий — .

пятнистый — .

полосатая — .

длинноногий — .

серый — .

неуклюжий — .

бурый — .

Придумать слова, отвечающие на вопрос «что?», на тему «Транспорт ».

новый (что?) — .

длинный — .

старый — .

грузовой — .

большой — .

трехколесный — .

маленькая — .

быстроходный — .

мощный — .

2. Формирование словаря прилагательных.

Найти лишнее слово среди прилагательных:

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

Объяснение значения слов-прилагательных.

Например: красный — что значит это слово?

К данным словам придумать слова-«неприятели».

имена прилагательные: больной, белый, высокий, веселый, темный, горький, добрый, здоровый, новый, молодой, острый, толстый, широкий, сухой, смелый, твердый, чистый, яркий, красивый, хороший.

Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»:

среди имен прилагательных:

грустный, печальный, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый;

веселый, крепкий, прочный;

слабый, неловкий, неуклюжий;

большой, красивый, огромный.

Придумать слова-«приятели» к данным словам:

крошечный — (маленький), смелый — (храбрый), прекрасный — (красивый).

Придумать предложение с каждым из слов- « приятелей».

большой — громадный — огромный;

быстрый — скорый — стремительный;

неловкий — неуклюжий — нескладный.

Уточнение синтагматических связей прилагательного и

существительного. Ответы на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная .

Побеждает тот, кто назовет последним слово-прилагательное.

Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Светит (какое?) солнце.

Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «какое?»

Солнце — яркое, блестящее, красное, большое, веселое, радостное, весеннее .

Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы:

«какой?», «какая?», «какое?», «какие?», на тему «Осень» (ранняя, поздняя).

солнце (какое?) — .

дождь — .

небо — .

ветер — .

облака — .

листья — .

земля — .

день — .

трава — .

Какой заяц? (Серый, белый, длинноухий, пугливый).

Какая шуба у зайца? (Серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая).

Какое у зайца может быть настроение? (Веселое, грустное, хорошее, плохое).

Какие зайчата бывают у зайца? (Быстрые, шустрые, веселые, длинноухие)

Придумать как можно больше слов, отвечающих

на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», на тему «Зима».

ветер — иней — . узоры — день — . мороз — . лед — .

солнце (какое?) — .

снег — .

снежинки — .

погода — .

воздух — .

Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы:

«какой?», «какая?», «какое?», «какие?», на тему «Весна» (ранняя, поздняя).

солнце (какое?) — .

небо — .

облака — .

снег — .

сосульки — .

Придумать как можно больше слов, отвечающих

на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», на тему «Лето».

солнце (какое?) — .

цветы — .

небо — .

деревья — .

облака — .

погода — .

воздух — .

дождь — .

трава — .

день — .

листья — .

ночь — .

Игра с мячом «Расскажи про зайчика».

На доске картинка с изображением зайца.

Логопед дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Затем логопед бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, называет слово, отвечающее на вопрос: «Какой заяц?», и бросает мяч обратно логопеду. В процессе игры логопед меняет вопросы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Современные педагоги о роли субкультуры в развитии подростка
В последние три-четыре десятилетия устойчивый интерес исследователей вызывают молодежные субкультуры. Связано это, как нам представляется, с тем обстоятельством, что молодежные субкультуры, или часть их стали важным средством эволюционного обновления современ ...

Особенности звукослоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что дошкольники с дизартрией допускают гораздо больше ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры слов, чем их сверстники без речевой патологии. Наименьший процент ошибок испытуемые экспериментал ...

Разделы