Предложите систему мероприятий, которые предупредили бы возникновение подобных ситуаций. Обоснуйте свое предложение.
Эффективность работы над конкретной ситуацией во многом зависит и от избранного способа ее предъявления учащимся. Выбор способа в свою очередь определяется двумя факторами: содержанием события (не всякий сюжет может быть передан любым желаемым способом) и техническими возможностями самой школы.
Наиболее распространенный способ — письменное описание события. Обычно текст сценария учебной ситуации не превышает 1—2 страниц машинописного текста.
В практике применения метода АКС используются и другие приемы, способы предъявления ситуации: видеозапись какого-либо реального события; эпизоды художественных и документальных фильмов; сюжетные слайды, диапозитивы, рисунки, отражающие состояние какого-либо факта или процесса; рассказ очевидца (на занятие приглашается свидетель или участник анализируемого события); игровой метод (проигрывание ситуации непосредственно в аудитории) и т. д.
Наиболее удачным следует считать вариант, при котором необходимая информация передается несколькими способами одновременно, например: устное сообщение, письменная (графическая) характеристика, кинодокумент и т. п.
Структурно занятие с использованием технологии АКС может состоять из следующих этапов:
этап непосредственной подготовки обучаемых к занятию (объявление темы, постановка цели и задач, доведение порядка работы);
этап изучения ситуации (групповая или индивидуальная работа над ситуацией);
этап проведения групповой дискуссии;
этап подведения итогов занятия.
Методически правильно построенный анализ ситуаций позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, учиться избегать ошибок и неверных решений в экстремальных ситуациях, сознательно влиять на события в окружающей их среде.
По определению Б. П. Лихачева, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но и школьники.
Для использования в курсе ОБЖ я бы рекомендовала проведение уроков с применением метода коллективной мыслительной деятельности, в основе которого лежит диалогическое общение, один учащийся высказывает мысль, другой продолжает или отвергает ее. Известно, что диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности. Данная форма учит школьников внимательно слушать выступления других, формирует аналитические способности, учит сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию, доказывать, формулировать выводы.
В качестве примера можно преложить проведение следующего урока.
Тема 5: Основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени.
Урок 2: Средства защиты органов дыхания.
Цели урока:
Образовательная – изучить с обучаемыми основные средства индивидуальной защиты, их предназначение и правила пользования.
Воспитательная - прививать чувства взаимопомощи, корректности и доброжелательности.
Развивающая - развивать рефлексивные способности.
Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами практических действий.
Вид урока: Урок с элементами технологии коллективной мыслительной деятельности.
Средства обучения:
Вата, марля (100х50 см.), ножницы, игла, нитки.
Противогазы: ГП-7, ИП-4М.
Респиратор: Р-2.
Комплект плакатов №3 “Новейшие средства защиты органов дыхания”.
Литература по теме.
Ход урока
1. Организационная часть: (1 мин.)
Другие статьи:
Система текстовых задач и заданий к ним в учебниках для 1 класса М.И. Моро
и Т.К. Оспанова
Как было сказано выше, все текстовые задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить одно арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить ...
Этапы развития детского творчества
Косминская В.Б., Васильева Е.И. подчеркивают, что первый этап творческого процесса – возникновение замысла – имеется и в деятельности ребенка. Однако, как считает Григорьева Г.Г., развивается, развертывается замысел не предварительно, а в процессе исполнитель ...