Данные таблицы 2 показывают, что большинство студентов экспериментальной группы (слабоуспевающие студенты) не умеют выделять существенные признаки. Чаще всего в ответах были следующие ошибки:
- в 1 задании к слову сад подбирали однокоренное слово садовник (надо – земля, растение);
- во 2 задании к слову река подбирали слова рыба (надо – берег, вода);
- в 3 задании к слову чтение подбирали слово книга (надо – глаза, печать);
- в 4 задании чаще встречались слова штрафы и наказания (надо – правила, игроки).
Методика 2 “Сравнение понятий”
Цель работы: установить уровень умения студентов экспериментальной и контрольной групп сравнивать предметы, понятия.
Материалы: 2 пары сравниваемых понятий.
Ход опыта: испытуемым предъявляют два предмета или понятия. Каждый студент должен написать на листе бумаги справа – черты различия, слева – черты сходства. На выполнение задания, состоящего из одной пары слов, дается 4 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Книга – тетрадь. 2. Лошадь – корова.
Таблица 3. Предполагаемые ответы испытуемых по методике “Сравнение понятий”
Сходства |
Различия |
Сходства |
Различия | |
1. Сделаны из бумаги. |
1. В книге печатные буквы, в тетради-письменные. |
1. Домашние животные. |
1. У лошади грива. | |
2. Копытные. |
2. У коровы рога. | |||
2. Имеют обложку. |
2. Книга имеет иллюстрации. | |||
3. Пища. |
3. У коровы вымя, она дает молоко. | |||
3. Бывают толстые и тонкие. |
3. В тетради пишут, в книге – нет. | |||
4. Цвет шерсти. |
4. Лошадь используют как средство передвижения. |
Результаты тестирования отражены в таблице 4.
Таблица 4. Уровень сформированности приема сравнения у испытуемых экспериментальной и контрольной групп на начальном этапе эксперимента
Уровень сформированности |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Абсолютное число студентов |
% соотношение |
Абсолютное число студентов |
% соотношение | |
Низкий |
11 |
6% |
7 |
39,2% |
Средний |
6 |
45% |
14 |
58,3% |
Высокий |
7 |
49% |
3 |
2,5% |
Другие статьи:
Метод индивидуального руководства чтением и его формы
В основе этого метода – учет индивидуальных особенностей читателя его интересов, увлечений, способностей. Непосредственное общение с читателем помогает библиотекарям применять наиболее целесообразные для каждой конкретной ситуации формы воздействия на чтение ...
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Психическое развитие ребёнка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее, раскрыть динамику развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и д.р.), совершенствования основных видов деятельности (труд, игра, учение ...