Проанализировав таблицу 4, мы выявили, что 6% студентов контрольной группы и 39,2% экспериментальной группы не умеют сравнивать предметы.
Методика 3 “Обобщение понятий”
Цель работы: выявить уровень сформированности приема обобщения.
Материалы: 4 пары слов.
Ход опыта: в каждой паре слов испытуемый должен определить, что между ними общего. На каждую пару времени отводится 2 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.
Дождь, град (осадки).
Стол, диван (мебель).
Сумма, произведение (примеры).
Москва, Оренбург (города).
Результаты тестирования приведены в таблице 5.
Таблица 5. Уровень сформированности приема обобщения у студентов контрольной и экспериментальной групп на начальном этапе эксперимента
Уровень сформированности |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Абсолютное число студентов |
% соотношение |
Абсолютное число студентов |
% соотношение | |
Низкий |
3 |
12,5% |
1 |
34,2% |
Средний |
7 |
29% |
8 |
63,3% |
Высокий |
14 |
58,5% |
15 |
2,5% |
Данные таблицы 5 показывают, что большинство испытуемых контрольной группы – 58,5% и экспериментальной группы –2,5% владеют операцией обобщения, лишь 3 студента контрольной группы и 10 студентов экспериментальной группы допустили ошибки. Обобщая “дождь, град” – они написали “вода”, а “сумма, произведение” – указали “знаки”.
Методика 4 “Классификация понятий”.
Цель работы: выявить уровень сформированности приема классификации у студентов контрольной и экспериментальной групп.
Материалы: 5 групп слов.
Ход опыта: испытуемым предлагается 5 групп слов. Каждая группа состоит из 5 слов, четыре из которых объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Надо найти и подчеркнуть это слово. На работу отводится 3 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.
2. Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.
3. Дождь, снег, осадки, иней, град.
4. Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.
5. Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.
Результаты методики отражены в таблице 6.
Таблица 6. Уровень сформированности приема классификации у студентов контрольной и экспериментальной групп на начальном этапе эксперимента
Уровень сформированности |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Абсолютное число студентов |
% соотношение |
Абсолютное число студентов |
% соотношение | |
Низкий |
2 |
8,5% |
- |
50% |
Средний |
7 |
29% |
12 |
50% |
Высокий |
15 |
62,5% |
12 |
- |
Другие статьи:
Сущностные аспекты эстетического воспитания
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль ...
Коммуникативная культура преподавателя: сущность, структура, функции
Приступая к рассмотрению феномена коммуникативной культуры преподавателя, во-первых, необходимо отметить те тенденции в развитии современного общества, которые послужили проявлению активного интереса ученых из различных областей науки к исследованию данного я ...