Одним из главных приоритетов развития образования в регионах России является многообразие моделей управления, которое реализуется через тесное взаимодействие разноуровневых субъектов региональной образовательной политики. Методическая служба полноправно выступает субъектом наряду с органами управления u профессиональным педагогическим сообществом. Ее роль становится ведущей в поисках принципиально новых форм развития образования на школьном и городском (районном) уровнях.
Изучение потребностей в образовательных услугах позволяет определить ту основу, на которой строится главное содержание работы методической службы с педагогическими кадрами. Среди основных образовательных услуг выделяются следующие:
получение общего базового среднего образования;
получение повышенного уровня (гимназический, лицейский) образования;
профильное обучение (педагогический; физико-математический, биолого-химический, медицинский, экономический, экологический и другие профили);
углубленное изучение ряда учебных предметов;
интенсивное и раннее изучение иностранных языков;
обучение, учитывающее особенности физического и умственного развития больных, детей-инвалидов, слабослышащих, умственно отсталых и т.д., и их дальнейшая социальная адаптация;
общее образование в рамках реализации международных образовательных проектов.
Перечисленные услуги имеют важное значение для развития общего образования в единим региональном образовательном пространстве.
Анализ деятельности региональных и муниципальных методических служб показал, что за последние годы значительно усилилась дифференциация образовательных учреждений по типам, видам и организационно-правовым формам, что создает предпосылки развития региональной образовательной системы как многовариантной, ориентированной на удовлетворение разнообразных потребностей населения.
В регионах сформировался ряд определенных предпосылок, которые способствуют проведению системных изменений в образовании в целом и в методической службе в частности.
В трактовке И.В. Жуковского эти предпосылки выглядят следующим образом.
1. Происходят социокультурные процессы, которые проявляются в переходе к культурно-региональному самоопределению, определяющему и политику региональных программ развития образования.
2. Идет проникновение рыночной экономики в систему образования и развитие философии маркетинга в сфере образовательных услуг, где методическая служба постепенно выходит на ведущие позиции.
3. Нормативно- правовая основа обеспечивается рядом федеральных и региональных правовых актов.
4. Научно-теоретические предпосылки связаны с разработкой инновационных подходов к организации базового педагогического образования и развития идеи его непрерывности, наличием новых фундаментальных научных разработок в области опытно-экспериментальной и методической работы, системы повышения квалификации.
5. Происходит упрочение статуса методической службы, регламентируется ее деятельность, упорядочиваются организационно-правовые отношения со всеми структурами системы непрерывного образования и органами управления на всех иерархических уровнях.
В настоящее время в педагогической литературе появилось немало диагностических материалов, которые могут помочь в оценке эффективности функционирования методической службы.
В рамках исследования мы сочли необходимым проведение экспертизы по оценке деятельности методической службы в три этапа.
Первый этап - это первичная экспертиза. В ней участвовали члены администрации или руководители методических подразделений на уровне города (района) или учреждения. Ее цель - выявить положительный опыт и основные пробелы, слабые стороны методической работы. Такая диагностика дала лишь общее впечатление о том, что происходит в методической службе. Муниципальная методическая служба делала срез исходя из диагностики администрации каждой школы с тем, чтобы провести предварительный анализ состояния методической работы в целом. С этой целью мы использовали несколько критериев, предложенных в исследовании И.В. Жуковского.
Уровень проработанности концептуальных оснований системы методической службы.
Другие статьи:
Диагностика уровня сформированности игровых навыков
Ролевая игра является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Другими словами, согласно теории видного отечественного психолога Д. Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ре ...
Особенности развития креативности детей старшего дошкольного
возраста
Цель: выявить уровень развития креативности детей. Задачи: 1. Исследовать предметно-развивающую среду, созданную для органичной взаимосвязи занятий с самостоятельной деятельностью детей. 2. Выявить общий уровень креативности (творческих способностей) детей. 3 ...