Выбор модели методической службы - ключевое условие ее эффективности

Страница 1

В современных условиях образовательная система является территориальной, учитывающей все связи внутри данного территориального образования. Изменившаяся экономическая обстановка в стране и регионах не способствует развитию системы образования только из центра. В процессе муниципализации образования его проблемы решаются на местном уровне. Развитие информационных связей, переход к кооперативным и координационным связям, обеспечивающим гарантированное высокое качество процесса образования, и есть суть процесса муниципализации системы образования. Именно от муниципальных систем образования зависит новационное формирование на местах образовательного пространства, реализация федеральных и региональных требований к сфере образования, создание развивающихся педагогических технологий, рост качества образования, удовлетворение образовательных потребностей общества и выполнение его социального заказа.

Современную отечественную систему образования можно представить в виде следующей структуры, отражающей иерархию взаимоотношений между различными ее субъектами (табл. 5).

Таблица 5

И ІКРО (Институт повышения квалификации работников образования), ИРО (Институт развития образования), ИУУ (Институт усовершенствования учителей)

региональный (край, округа, область)

Управление образования, науки и молодежной политики администрации региона

ИМЦ (информационно-методический центр), ИДЦ (информационно-диагностический центр), РМК (районные методические кабинеты)

муниципальный (города, районы)

Управление образования, науки и молодежной политики администрации района (города)

МО (методические объединения), ПГ

(проблемные группы), научно-методические кафедры, экспертные группы

учрежденческий или институционный (образовательное

учреждение (школа))

Совет школы, Попечительский совет, Аттестационная комиссия

Федеральный уровень развития системы образования предполагает взаимодействие регионального и муниципального звена этой системы. Основными целями их взаимодействия являются определение стратегии и создание условий для развития образования регионального и муниципального уровней в соответствии с политикой образования в стране.

Региональный уровень (край, область) призван обеспечивать формирование единого образовательного пространства с учетом региональных особенностей, интересов, потребностей края (области) и ресурсов развивающейся системы образования. Это становится возможным при разработке и исполнении региональных программ развития, расширении сферы образовательных услуг и разнообразия типов образовательных учреждений.

Муниципальный уровень (города, районы) определяет стратегию развития образования в территориальном округе, обеспечивает и создает вариативную сеть образовательных учреждений, развивает национальную школу, обеспечивает интеграцию города, района в единое информационное образовательное пространство. Муниципальные органы управления заботятся о «полномасштабном ресурсном обеспечении школ; о развитии системы образования и его вариативности; о помощи школе в подборе кадров; о создании системы обучающего и стимулирующего контроля; о поиске средств для стимулирования хорошей работы школы» (В.М. Лизинский). Методические муниципальные службы выполняют функции научно-методического обеспечения процессов развития в системе муниципального образования и потому имеют широкий спектр собственных структур или моделей: от традиционных районных методических кабинетов, предоставляющих методическую помощь и организующих повышение квалификации работников образования до нетрадиционных современных моделей: информационно-методических центров, использующих активно возможности информационных компьютерных средств для развития индивидуализированной, адресной методической помощи, а также информационно-диагностических центров, активно внедряющих методы диагностики, научного исследования в образовательный процесс современной школы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Методы и приемы заботливого отношения к природе
Классическая педагогика выделяет два понятия – «методы обучения» и «методы воспитания», теоретическое рассмотрение которых поможет определить и охарактеризовать методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Исследователи отмечают, что методы об ...

Методика работы с детьми в рамках метода проекта
В процессе выполнения проекта формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма), ощущение стройности организа ...

Разделы