По определению, данному в философском энциклопедическом словаре, «условие - то, от чего зависит нечто другое (обуславиваемое), существенный компонент комплекса объектов, из наличия которого с необходимостью следует осуществление данного явления» .
Такая интерпретация условий связана с причинно-следственными отношениями объекта исследования.
В педагогике «условия», не являясь сами по себе причинами событий, в то же время усиливают или ослабевают действие причины. С таких позиций «условия» определяют как факторы, обстоятельства от которых зависит эффективность функционирования той или иной педагогической системы.
В педагогической литературе в качестве основных условий повышения эффективности методической работы указываются:
1. Обоснованный выбор модели методической службы:
а) районный (городской) методический кабинет;
б) организационно-методический районный (городской) центр;
в) инспекторско-методическая служба в структуре отдела (управления) образования;
г) информационно-методический, информационно-диагностический районный (городской) кабинет или центр;
д) научно-методический районный (городской) центр.
2. Учет изменений в социально-экономической жизни и факторов, влияющих на содержание методической работы в современных условиях.
Факторы:
а) экономический;
б) научно-производственный;
в) социокультурный;
г) этнический;
д) экологический.
3. Дифференциация методической работы на основе:
а) диагностики педагогических затруднений учителя. Затруднения по компонентам педагогической деятельности:
диагностический;
проектировочно-целевой;
организационный;
содержательный;
коммуникативно-стимулирующий;
контрольно-оценочный;
научно-методический.
б) программно-целевого планирования и организации методической работы;
в) учета типа образовательного учреждения (гимназия, лицей, УВК и т. д.) и специфики местонахождения школы (городские, сельские);
г) учета творческой активности и информационных потребностей учителя.
4. Взаимосвязь и интеграция:
а) звеньев и подразделений методической службы;
б) форм и методов методической работы;
в) опытно-экспериментальной и методической работы.
Систематичность и непрерывность в организации всех форм методической работы.
Оптимальное сочетание теоретических и практических форм методической работы.
7. Оценка результатов педагогического труда по конечным результатам (уровню образованности, воспитанности и развития учащихся).
8. Своевременное обеспечение педагогических кадров научно- педагогической и учебно-методической информацией.
Соглашаясь в принципе с такой позицией, мы в своем исследовании в качестве главных условий повышения эффективности работы методической службы системы повышения квалификации выделили:
1) проектирование методической деятельности;
2) совершенствование профессиональной компетентности педагога- методиста;
3) внедрение новых форм работы методической службы с педагогическими кадрами;
4) направленность методической работы на развитие каждого учителя. Итак, реформирование и модернизация муниципальной системы образования потребовали изменений не только в структурах и моделях методических служб, но и в функциональных обязанностях организаторов методической работы, поскольку педагог-методист в этих условиях должен быть: педагогом-диагностом, педагогом-аналитиком, педагогом-прогнозистом и программистом, педагогом-проектировщиком.
Проектная деятельность по созданию эффективной модели методической службы в данном случае может быть представлена как система деятельности: педагог - методическое объединение - информационно-методический центр -институт повышения квалификации работников образования. Модель, отражающая такое понимание проектирования методической деятельности, приведена нами на рис. 9.
Другие статьи:
Взаимодействие школы и семьи в воспитании лидерских качеств в дагестанском
социуме
Анализ материалов, собранных на этапе констатирующего эксперимента, и его результаты дали возможность выявить исходный уровень развития лидерских качеств у учащихся 10 классов. Формирующий этап исследования проводился в средней школе №8 г. Кизилюрта в одном э ...
Характеристика сюжетно-ролевой игры
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Основополагающим является положение о том, что в ...