Комплекс условий, обеспечивающих эффективность функционирования методической системы повышения квалификации

Педагогика » Функциональные особенности методической службы как компонента региональной системы повышения квалификации педагогических кадров » Комплекс условий, обеспечивающих эффективность функционирования методической системы повышения квалификации

Страница 1

По определению, данному в философском энциклопедическом словаре, «условие - то, от чего зависит нечто другое (обуславиваемое), существенный компонент комплекса объектов, из наличия которого с необходимостью следует осуществление данного явления» .

Такая интерпретация условий связана с причинно-следственными отношениями объекта исследования.

В педагогике «условия», не являясь сами по себе причинами событий, в то же время усиливают или ослабевают действие причины. С таких позиций «условия» определяют как факторы, обстоятельства от которых зависит эффективность функционирования той или иной педагогической системы.

В педагогической литературе в качестве основных условий повышения эффективности методической работы указываются:

1. Обоснованный выбор модели методической службы:

а) районный (городской) методический кабинет;

б) организационно-методический районный (городской) центр;

в) инспекторско-методическая служба в структуре отдела (управления) образования;

г) информационно-методический, информационно-диагностический районный (городской) кабинет или центр;

д) научно-методический районный (городской) центр.

2. Учет изменений в социально-экономической жизни и факторов, влияющих на содержание методической работы в современных условиях.

Факторы:

а) экономический;

б) научно-производственный;

в) социокультурный;

г) этнический;

д) экологический.

3. Дифференциация методической работы на основе:

а) диагностики педагогических затруднений учителя. Затруднения по компонентам педагогической деятельности:

диагностический;

проектировочно-целевой;

организационный;

содержательный;

коммуникативно-стимулирующий;

контрольно-оценочный;

научно-методический.

б) программно-целевого планирования и организации методической работы;

в) учета типа образовательного учреждения (гимназия, лицей, УВК и т. д.) и специфики местонахождения школы (городские, сельские);

г) учета творческой активности и информационных потребностей учителя.

4. Взаимосвязь и интеграция:

а) звеньев и подразделений методической службы;

б) форм и методов методической работы;

в) опытно-экспериментальной и методической работы.

Систематичность и непрерывность в организации всех форм методической работы.

Оптимальное сочетание теоретических и практических форм методической работы.

7. Оценка результатов педагогического труда по конечным результатам (уровню образованности, воспитанности и развития учащихся).

8. Своевременное обеспечение педагогических кадров научно- педагогической и учебно-методической информацией.

Соглашаясь в принципе с такой позицией, мы в своем исследовании в качестве главных условий повышения эффективности работы методической службы системы повышения квалификации выделили:

1) проектирование методической деятельности;

2) совершенствование профессиональной компетентности педагога- методиста;

3) внедрение новых форм работы методической службы с педагогическими кадрами;

4) направленность методической работы на развитие каждого учителя. Итак, реформирование и модернизация муниципальной системы образования потребовали изменений не только в структурах и моделях методических служб, но и в функциональных обязанностях организаторов методической работы, поскольку педагог-методист в этих условиях должен быть: педагогом-диагностом, педагогом-аналитиком, педагогом-прогнозистом и программистом, педагогом-проектировщиком.

Проектная деятельность по созданию эффективной модели методической службы в данном случае может быть представлена как система деятельности: педагог - методическое объединение - информационно-методический центр -институт повышения квалификации работников образования. Модель, отражающая такое понимание проектирования методической деятельности, приведена нами на рис. 9.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Взаимодействие школы и семьи в воспитании лидерских качеств в дагестанском социуме
Анализ материалов, собранных на этапе констатирующего эксперимента, и его результаты дали возможность выявить исходный уровень развития лидерских качеств у учащихся 10 классов. Формирующий этап исследования проводился в средней школе №8 г. Кизилюрта в одном э ...

Характеристика сюжетно-ролевой игры
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Основополагающим является положение о том, что в ...

Разделы