1) украшение, декорирование текстильных изделий
2) оберег
Вышитые узоры в народном сознании связаны с добром, благом. Вышитые узоры наделялись магической силой и служили оберегом – это основная функция вышивки, а декоративность на втором плане.
С самого раннего возраста девушка заготавливала себе приданое, в котором обязательными были вышитые полотенца, одежда, предметы быта.
Это помогало решать такие проблемы как:
материальное обеспечение будущей семейной жизни;
стремление украсить свою одежду, интерьер жилища;
совершенствование магического действия в создании оберега;
возможность выразить себя, свое чувство красоты;
приучение девушек к кропотливому труду, воспитание ее воли.
3. Анализ работ
У вышивальщиц в разных краях, областях и эпох были свои узоры, приемы выполнения вышивки. Каждый вид вышивки получил свое название по той местности, где он возник и существует.
Задание1.
Проанализируйте композиционное построение узоров.
ВЫВОД: узоры располагаются строгими горизонтальными рядами, с преобладанием трехчастных композиций: срединная - широкая полоса и бордюры, симметрично обрамляющие центральную часть
Многоярусные композиции украшали наиболее нарядные изделия.
Несмотря на небольшой круг исходных мотивов, вышитые узоры очень разнообразны по общему виду. Это достигалось благодаря различным комбинациям и перестановкам фигур. Даже простое удлинение или укорочение геометрических фигур создавало новый орнамент.
Задание 2
Какую особенность вышивок можно выделить? (технику вышивания). Какими швами выполнены творческие работы?
ВЫВОД: Наиболее распространенными являются двусторонний шов, набор, крестик, тамбур, шов «вперёд иголку», шов «назад иголку».
4. Галерея работ
Проанализируйте образцы вышивок ,представленные в презентации .
Что вы можете сказать об используемых материалах. Это льняное полотно, шитье хлопчатобумажными, шелковыми нитками, золотошвейное шитье и жемчужное.
5. Подготовительный этап (создание эскизов на компьютере)
Сегодня мы попробуем нарисовать мозаику узоров, используя компьютер. Прежде чем приступить к созданию орнамента, пусть каждый из вас разработает эскиз сначала на бумаге.
6. Основной этап – работа на ПК
Прежде чем нарисовать ваши орнаментальные композиции, давайте для начала нарисуем небольшой узор все вместе, используя программу Excel. Откройте ее.
У каждого из вас на столах лежат алгоритмы рисования орнамента. (см. Приложение 1)
После того, как каждый из учащихся попробовал нарисовать орнамент, он составляет собственную орнаментальную композицию.
7. Рефлексивный и итоговый этап
Теперь настала пора подвести итоги нашего урока. Посмотрим, чем же нас порадуют наши мастера. Давайте подойдем к каждому компьютеру и посмотрим, у кого что получилось.
На столах у вас лежат листочки, напишите, пожалуйста, ваши впечатления об уроке, интереснее создавать орнамент с помощью ручки и карандаша или компьютера?
Педагогический эксперимент проводился в МОУ «Новокаишкульская СОШ» Ярковского района Тюменской области. В нём участвовало 16 учащихся, из них 6 девочек из 6 класса, 7 девочек из 7 класса и 3 девочки из 8 класса.
Педагогический эксперимент состоял из 3 частей:
разработка уроков с использованием ИКТ;
проведение уроков;
анализ и интерпретация результатов уроков.
Общей целью проведённых уроков было формирование навыков ИКТ-компетентности у школьников, поэтому для анализа результатов уроков мы определяли, используют ли школьники тот или иной навык для решения учебных познавательных задач. К таким навыкам отнесли следующие (таблица 3).
Таблица 3
№ |
Навык |
Содержание |
1 |
Навыки идентификации |
Умение точно интерпретировать вопрос Умение детализировать вопрос Нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде Идентификация терминов, понятий Обоснование сделанного запроса |
2 |
Навыки поиска информации |
Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки) Формирование стратегии поиска |
3 |
Навыки управления |
Создание схемы классификации для структурирования информации Использование предложенных схем классификации для структурирования информации |
4 |
Навыки интеграции |
Умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников Умение исключать несоответствующую и несущественную информацию Умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию |
5 |
Навыки оценки |
Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью Выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям Умение остановить поиск |
6 |
Навыки создания |
Умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы Умение обосновать свои выводы Умение сбалансированно осветить вопрос при наличии противоречивой информации Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов |
7 |
Навыки передачи |
Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда) Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав) Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу. Знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения |
Другие статьи:
Память как высшая психическая функция человека
В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (от греч. слова «воспоминание»). По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью. В научной психологии проблема памяти является «ровесницей психологии как науки” (П.П.Блонск ...
Особенности психофизиологического
развития детей младшего школьного возраста воспитывающихся в неблагополучных
семьях
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступление в школу. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид дея ...