Для проведения констатирующего этапа были использованы следующие методики: анкетирование и наблюдение.
На констатирующем этапе исследования с целью выявления уровня сформированности элементов экологической культуры у младших школьников подобраны следующие методики: анкетирование и наблюдение.
Формирование экологической культуры является показателем качественной работы учителя по экологическому образованию и воспитанию детей младшего школьного возраста. Экологическая культура предполагает неразрывное единство трех компонентов:
- совокупность знаний, представлений о природе (экологическая образованность),
- эмоционально-чувственное и ценностное отношение к ней (экологическое сознание),
- соответствующие умения, навыки, потребности взаимодействия с природой (экологическая деятельность).
По И.В. Цветковой можно выделить три этапа формирования экологической культуры. Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии своей экологической культуры второклассник, связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения - к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и их влиянием на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.
Показатели сформированности экологической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются:
· интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребенка их анализировать;
· участием в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
· общением с представителями животного и растительного мира, вызванном в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;
· выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.
Опираясь на выделенные критерии, по которым можно судить о сориентированности экологической культуры ребенка, нами были составлены вопросы анкет, с целью выявления уровня экологических знаний и отношения детей к окружающей природе.
Эксперимент проводился с учащимися контрольной и экспериментальной групп отдельно, и состоял в выборе ответа на вопросы анкеты. Для опроса нами было выбрано анкетирование, так как вопросы раскрывают в большей мере ещё не известные или малоизвестные сведения, потому что полных и развернутых ответов большинство учащихся дать не могут, но в то же время, результаты анкетирования покажут знания детей по ключевым вопросам этой темы «Природа зимой».
Птиц зимой следует подкармливать.
Береза, клен, рябина относятся к лиственным деревьям.
Если уничтожить всех мышей, то в природе не произойдет никаких изменений.
Наша ТЭЦ загрязняет окружающую среду.
Похолодание и снег повлияли на жизнь растений и животных.
Мы можем спасти природу, если каждый человек будет ее охранять.
Зимой в лесу можно часто увидеть насекомых.
На закрытых местах покров снега больше.
Также детям было предложено ответить на вопросы второй анкеты с целью выявления их отношения к природе.
Необходимо заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.
Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.
Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.
Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.
Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.
Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.
Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.
Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.
Оценка результатов:
Другие статьи:
Общая характеристика метода проекта
В латыни, откуда к нам пришло слово "projectus", это причастие означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". В настоящее время термины "проект" и "проектирование" чаще всего уп ...
Культурологическая компетенция
Второй блок включает дисциплины культурологического содержания, характеризующего закономерности сознания и деятельности, экономических преобразований, становления и развития рыночных отношений, различных форм собственности и организации труда, многообразия ми ...