Выбор модели методической службы - ключевое условие ее эффективности

Страница 6

В сети нет организаций в традиционном смысле. Первичной клеточкой объединения выступает здесь событийная общность, сообщество. Каждый человек может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека.

При традиционной организации методической работы все педагоги в методическом сообществе знают друг друга, имеют между собой прямые контакты. Такие прямые длительные связи минимальны, в результате чего такое взаимодействие исчерпывает себя и становится малопродуктивным. При сетевой организации методической работы на муниципальном уровне наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными. Таким образом, мы можем утверждать, что ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для нормальной работы. Значит, сетевое взаимодействие - это некая система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования, экономики образования, управления системой образования и образовательной политики.

Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне может создаваться с целью:

более полного обеспечения информационной поддержки образовательного процесса, научной, инновационной и методической работы во всех учреждениях единой сети в сравнении с автономной деятельностью методических учреждений и методических формирований;

повышения эффективности использования методических и других ресурсов; обеспечения равных возможностей пользования методическими и другими ресурсами всех субъектов образовательного процесса, научной и научно-методической деятельности, осуществляемой в рамках сетевого взаимодействия;

расширения возможностей для повышения квалификации работников методических и общеобразовательных учреждений в рамках сетевого взаимодействия в соответствии с потребностями развивающейся системы образования;

объединения усилий и возможностей методических и других учреждений (формирований) единой сети для использования в своей деятельности современных технологий, в том числе их компьютеризации.

Под сетевым взаимодействием мы понимаем способ деятельности по совместному использованию ресурсов. При этом если раньше под ресурсами чаще всего понимали ресурсы материальные, то в настоящее время это в большей степени ресурсы информационные, инновационные, методические, кадровые. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия. Сетевое взаимодействие возможно только между теми элементами сети, которые субъектно-автономны и не подчинены навязанному сверху кодексу взаимоотношений, который по своей сути противоречит сетевому подходу.

Сетевое взаимодействие возможно при определенных условиях: совместная деятельность участников сети; общее информационное пространство; механизмы, создающие условия для сетевого взаимодействия.

Механизмом сетевого взаимодействия, с нашей точки зрения, может быть Совет сети методических и других учреждений, система экспертной деятельности и возможность открытия своих наработок не только профессиональному сообществу, но и всему обществу. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии не происходит распространение инновационных разработок (некая трансляция), а идет процесс диалога между сетевыми элементами и процессами отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в сетевых элементах. Инновации в условиях сетевой организации методической работы приобретают эволюционный характер, что связано с индивидуальными интересами участников сети, непрерывным обменом информацией и опытом, отсутствием обязательного внедрения. Индивидуальный опыт того или иного элемента сети, как показывают наблюдения, оказывается востребованным быстро, но не в качестве примера для подражания, материала для распространения, а в качестве зеркала, которое позволяет увидеть свой собственный опыт и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У элементов сети наблюдается потребность друг в друге, это потребность научиться чему-либо. Такому протеканию инновационных процессов способствует сложное структурирование сети. Это такие социальные группы, между которыми происходит обмен сопряженными скоординированными действиями: малые группы, где происходит прямой контакт, т.е. непосредственное взаимодействие, где люди собраны вместе по роду деятельности, объединены по ситуации, и большие группы, где кроме непосредственно личного взаимодействия существует опосредованное солидарное взаимодействие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие статьи:

Из истории развития методов обучения
Метод обучения - категория историческая. Так, в древние времена преобладали методы обучения, основывавшиеся на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действия, например, трудовые, ученики овладевали ими в ходе непосредственного участия в жи ...

Анализ результатов исследования фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи
По результатам первого этапа обследования выяснилось состояние слухового восприятия детей контрольной и экспериментальной групп (См. таблицу 1, рис. 1). Таблица 1 Анализ обследования слухового восприятия Состояние слухового восприятия Экспериментальная группа ...

Разделы