Без сомнения, ключевое звено в представленной структуре системы образования - образовательное учреждение. От него зависят интенсивность процессов и результатов обновления и развития содержания образования в соответствии с федеральными требованиями, потребностями своей территории и возможностями образовательного учреждения. Именно на уровне образовательного учреждения реализуются образовательные стратегии трех уровней: федерального, регионального, муниципального. Главные субъекты образовательного учреждения - ученики и учителя - являются основными показателями достижения поставленных целей образовательными программами различного уровня.
Если посмотреть на муниципализацию как на социально-педагогический процесс, сопровождающийся созданием нового законодательного нормативно-правового обеспечения, расширением налоговой базы функционирования органов местного самоуправления, консолидированностью жизненного пространства и коммуникаций в условиях конкретного муниципалитета, то можно сделать вывод о том, что названный процесс открывает системе образования новые широкие возможности для своего развития .
Развивающаяся муниципальная система образования привносит собственное своеобразие в содержание образования, которое фактически обеспечивает (В.В. Судаков):
повышение уровня общего образования путем углубления и расширения знаний и умений, предусмотренных федеральным и региональным компонентами;
оптимизацию в условиях конкретного региона средств контроля, оценки и управления качеством образования;
обеспечение преемственности вариативных учебных планов общеобразовательных учреждений и преемственности обучения на различных ступенях;
оптимизацию научно-методических подходов к изучению регионального содержания образования и разработке соответствующих программно-методических комплексов;
определение минимального объема знаний и умений обучающихся, подлежащих обязательному усвоению.
Особую значимость в развивающейся муниципальной системе образования приобретает функциональная деятельность педагога-методиста, способного быстро ориентироваться в ней и внедрять новации в образовательные учреждения, оказывать необходимую педагогическую помощь работающим педагогам, способствовать позитивным изменениям образования в этой системе. Кроме того, профессиональная подготовка педагога-методиста может быть востребована при проектировании образовательной политики на региональном уровне, формировании культуры управления субъектами образования, интеграции их образовательной деятельности.
Функциональная деятельность педагога-методиста в изменяющихся условиях муниципальной образовательной среды предполагает решение ряда новых и сложных задач:
ведение самостоятельного научного поиска в муниципальной системе образования;
обучение педагогов методике научно-педагогического исследования актуальных и малоразработанных проблем;
обучение руководителей образовательных учреждений технологии прогнозирования тенденций развития образования и проектирования соответствующей деятельности;
согласование педагогических понятий, идей, концепций, ценностей и представлений в современной сфере образования;
сохранение и поддержку регионально-муниципальных образовательных традиций, ее культурно-исторического потенциала;
участие в формировании созидательной муниципально-образовательной, социокультурной среды;
разработку и внедрение современных педагогических технологий обучения и воспитания;
мотивацию и научно-методическое обеспечение новаций, экспериментальной деятельности педагогов в системе муниципального образования;
стимулирование творческой активности педагогов, изучение, обобщение и распространение ценного педагогического опыта современными автоматизированными средствами;
разработку образовательных программ и программ развития муниципальных систем образования, образовательных учреждений;
Другие статьи:
Личностные особенности дошкольного возраста
Дошкольное детство – короткий промежуток в детстве человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную активную личность. В ходе психического разв ...
Формирование готовности учителя технологии использовать
информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Современный этап развития образования характеризуется активизацией поиска новых моделей образования, ориентированных на повышение уровня квалификации и профессионализма педагогов, на удовлетворение потребностей общества в специалистах, способных применять на ...