− соответствие учебного материала возрастным возможностям школьников;
− наличие средств эмоционального воздействия;
− увлекательность формы изложения материала;
− наличие материала, опирающегося на жизненный опыт учащихся.
5. Функция обучения школьника самостоятельной работе с книгой:
− наличие материала или указаний в учебнике, помогающих ученику работать с книгой;
− наличие образцов правильного выполнения заданий;
− наличие заданий, помогающих осуществить самоконтроль знаний и умений.
6. Развивающая функция учебника:
− изложение учебного материала как системы, способствующей развитию разносторонних способностей учащихся;
− наличие в учебном материале, в методическом аппарате проблемных вопросов и заданий;
− наличие материала и заданий, способствующих познавательной активности, самостоятельности учащихся.
7. Функция управления деятельностью учителя;
− последовательность и целесообразность учебного материала;
− наличие внутрипредметных и межпредметных связей;
− отражение специфики учебника в национальной школе;
− научная обоснованность содержания и структуры учебника;
− согласованность с реальными возможностями учебного процесса.
Для формирования читательской компетенции на уроках окружающего мира можно использовать задания развивающего характера, в том числе викторины, кроссворды, ребусы, игры. Дети могут подготовить небольшие сообщения по теме урока.
Необходимо систематически использовать на уроках приемы технологии критического мышления через чтение и письмо в начальной школе, так как они является эффективным средством формирования читательской компетенции младших школьников и обеспечения на этой основе повышения качества знаний («Найди ошибку», «Пометки на полях» составления маркировочной таблицы «Знаю, Хочу, Умею», « Чтение с остановками» и др.)
Кроме этого на стадии «осмысления» можно использовать прием «инсерт» – самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. Чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс критического осмысления, т. к. это сам по себе процесс индивидуальный, не регламентированный по скорости восприятия новой информации. В процессе чтения школьники имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам. При работе с текстом в данном приеме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы. Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое, «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Далее заполняется таблица «инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
Использование приёма «инсерт»: Чтение с пометками текста в учебнике (шаг 1).
«V» |
«+» |
«?» |
Поставьте «v» на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете. |
Поставьте «+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым. |
Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. |
Заполнение таблицы (шаг 2)
Уже знал «V». |
Узнал новое «+». |
Думал иначе «–». |
Не понял. Есть вопрос. |
Кроме работы с основным текстом, который находится в учебнике, учитель может использовать отрывки из художественной литературы о природе, родной стране, а также научно-познавательные книги, прежде всего словари, энциклопедии, справочники. Работа с дополнительной литературой по мнению Н.Ф.Виноградовой решает следующие задачи:
Другие статьи:
Из опыта работы юношеского абонемента ЦГБ г. Тирасполь
В практике работы юношеского абонемента ЦГБ, конечно же, используются методы как индивидуального, так и массового руководства чтением в самых разнообразных традиционных и нетрадиционных формах, но мы остановимся на основных: Юношеская библиотека отличается сп ...
Особенности применения дидактических игр при
обобщении знаний учащихся
На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры, а также в виде различных эстафет. По результатам анкетирования 75% учителей считают, что при закреплении материала ф ...