Формирующий эксперимент
В рамках формирующего эксперимента была разработана программа работы с подростками аддиктивного поведения в общеобразовательных учреждениях.
При разработке программы мы основывались на том, что любое поведение имеет не только негативные, но и позитивные для личности стороны. Так, употребление алкоголя подростками может, кроме негативных последствий, преследовать и позитивные цели, такие как включение в среду сверстников, повышение самооценки, снятие эмоционального напряжения. Курение, алкоголизация, сексуальная распущенность могут быть инструментами налаживания отношений со сверстниками, своеобразной социализацией. Поэтому при реализации нашей программы профилактики (как первичной, так и вторичной) различных видов поведения риска следует помнить, что эти виды поведения выполняют важные для подростков функции, их невозможно просто устранить. Необходимо предложить альтернативные виды поведения, удовлетворяющие их потребностям, то есть изменить форму поведения, оставив прежними цели развития.
Принципы построения программы:
Многофакторность воздействия на личность подростка и окружающую его социальную среду.
Формирование группы подростков, которые смогли бы выполнять социально-поддерживающие функции для остальных членов группы.
Обсуждение результатов и эффективности работы программы, выявление ошибок, проблем и путей их преодоления.
Добровольность участия в программе.
Конфиденциальность сведений об участниках программы.
Цель программы: Профилактика аддиктивного поведения у подростков.
Задачи:
Формирование жизненных навыков, обеспечивающих отказ детей от приобщения к любым психоактивным веществам, включая умение эффективно строить общение и взаимодействие с людьми, принимать ответственные решения.
Воспитание позитивной самооценки, осознание наличия собственных ценностей в этой жизни.
Наличие некоторых сведений о психоактивных веществах.
Реализация поставленных задач осуществляется через применение социально-педагогических занятий, способствующих перенесению положительного опыта участников в реальную жизнь.
Целевая группа: Подростки, учащиеся общеобразовательных учреждений.
Данная программа включает следующие методы работы:
1. Психологическая коррекция:
социально-психологический тренинг общения;
тренинг сензитивности;
телесно-ориентированный тренинг.
2. Драматическая психоэлевация (воздействие театральными приемами; проигрывание сложных, подобных жизненным, общих ситуаций).
3. Разминки (речевые, двигательные, голосовые).
В создании данной программы использовались и адаптировались некоторые приемы группового тренинга Трошихиной Е.Г., и Сидоренко Е.В. Большую пользу дали материалы из книги Гарифуллина Р.Р. «Скрытая профилактика наркомании».
Для проведения занятий необходимо помещение, которое позволит работать в круге и выполнять двигательные упражнения, иметь возможность рисовать как за столами, так и лежа на полу.
Работа проводилась на базе средней школы № 37 г. Обь, Новосибирской области, в кабинете школьного психолога. В кабинете есть следующее оборудование:
школьная доска;
парты и стулья;
кресла;
ковер;
книжные шкафы;
телевизор;
видеомагнитофон;
аудиомагнитофон.
Кроме того, для проведения занятий необходимы следующие материалы:
бумага для рисования;
цветная, гофрированная, оберточная бумага;
старые книги и журналы с картинками;
ватман;
краски, кисти, баночки под воду;
карандаши, фломастеры;
пластилин;
ширма;
одеяло;
мячик;
ножницы;
клей;
простые карандаши;
ластик.
Реализовывать работу по данной программе могут подготовленные социальные педагоги и школьные психологи.
В работе участвовали 12 учеников 7 класса:
№ п/п |
Экспериментальная группа |
1 |
Лена К. |
2 |
Петр М. |
3 |
Миша П. |
4 |
Вадим Г. |
5 |
Миша О. |
6 |
Игорь К. |
7 |
Оля А. |
8 |
Нина Ф. |
9 |
Юля Я. |
10 |
Ната У. |
11 |
Алёша П. |
12 |
Саша В. |
Другие статьи:
Специфика занятий изобразительным искусством у учащихся с детским
церебральным параличом
Особенности развития детей с двигательными нарушениями требуют тщательного и продуманного подхода к выбору методов, приемов и форм работы на занятиях изобразительным искусством. Обычно урок занимает 30 минут и строится таким образом:1. Организационный момент. ...
Основы диагностической деятельности психолога: виды, цели, задачи, основные
принципы
Исходя из наиболее общего определения психодиагностики как « .области психологической науки, разрабатывающей теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности», уточним область диагностической деятельности п ...