В целом результаты исследований (Я.В. Большунов, А.А. Леонтьев, А.А. Смирнов и др.) говорят о том, что частота воспроизведения различных смысловых звеньев определенным образом зависит от их семантической «нагрузки» в запоминаемом тексте. Обычно лучше репродуцируются такие части логически связного текста, которые можно рассматривать как более ёмкие по содержащейся в них семантической информации.
Это явление, очевидно, обусловлено тем, что необходимой предпосылкой преимущественного воспроизведения существенных смысловых звеньев является определенный уровень понимания текста. Во всяком случае, общеизвестно, что если человек плохо ориентируется в припоминаемом материале, то ему труднее вычленить и изложить основное содержание.
Как известно, словесно-логическая память является сложной формой умственной деятельности, включающей в себя разнообразные интеллектуальные процессы. Среди них первостепенное значение имеют смысловая группировка текста, выделение в нем смысловых опорных пунктов, смысловое соотнесение. Эти процессы в условиях запоминания, отмечает А.А. Смирнов, служат средством достижения более глубокого и отчетливого понимания. Они помогают вычленить основное содержание, позволяют установить определенную иерархию частей текста по степени их существенности. При этом смысловая группировка и другие перечисленные процессы наблюдаются в ходе, как запоминания, так и припоминания материала.
Возможность понимания текста при чтении зависит от объективных и субъективных причин. К субъективным причинам относятся языковые знания учащихся, умение пользоваться полученными знаниями и навыками владения языком, а также индивидуальные особенности памяти и мышления учащихся. Объективные причины – это особенности предъявленных текстов и условия их предъявления.
Материал текстов и условия их предъявления должны содействовать облегчению процесса понимания и его интенсификации. Текстовой материал, не учитывающий психологических предпосылок, может быть причиной неполного или неправильного понимания.
Связь мыслей в тексте представляется особенно важной в плане изучения проблемы восприятия текста, его понимания и воспроизведения. В тексте мысль не ограничивается рамками одного предложения, а переходит из одного предложения в другое. Переход мыслей и составляет логическую основу текста. Если заключить мысль в рамки отдельных положений и не перебросить логических мостиков от одного предложения к другому, то текста не образуется. В этом случае предложения составят набор отдельных мыслей, не связанных друг с другом. При обработке текстов в учебных целях и затем при использовании их в учебном процессе эта сторона логических связей между предложениями должна стать объектом особого внимания.
Таким образом, можно говорить о том, что умение интерпретировать смысловую информацию текста нужно специально формировать у учащихся, т.е. ввести в контроль знаний школьников и оценивать не столько знание языка как определенной системы, а умение использовать эту знаковую систему в процессе оперирования элементами языка на смысловом уровне при порождении и интерпретации речевых сообщений.
Другие статьи:
Психология и структура педагогического общения
Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но есть такие виды труда, где оно выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Именно функциональным и профессионально значимым является общение в ...
Выявление уровня интеллектуального развития младшего
школьника
Для выявления уровня интеллектуального развития школьников используются тестоподобные задания, охватывающие основные умственные способности учащихся. v Тест на интеллект (
CFIT
)
Предложен Р. Кэттеллом в 1958 г. и расшифровывается как Culture Free Intellect T ...