Экологическая подструктура ЗСШ связана с воздействием на учащихся и педагогов всей совокупности пространственно-средовых факторов учреждения.
Номинально некоторые из пространственно-средовых факторов учреждения совпадают с гигиеническими факторами, характеристики и степень воздействия которых регламентированы в СанПиНах.
«Экологизация» образовательной среды школы, т.е. включение в эту среду природных объектов - мира природы, связана с постоянным воздействием на детей и взрослых всей совокупности естественных (в том числе и поведенческих) психологических релизеров, создает возможность для вступления в контакт с природными объектами, и, следовательно, возможности получения «ответов» от них. Процесс формирования социального здоровья учащихся, который протекает в интерьерах, лишенных растительных композиций, аквариумов, птичьих вольеров, плакатов и фотостендов на экологические темы, не может быть полноценным. Интерьер, в котором органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие. Таким образом, образовательная среда школы, насыщенная природными объектами, выступает как условие и средство развития субъективного отношения учащихся к природе, что является одним из компонентов социального здоровья личности современного человека.
Учебно-воспитательная подструктура ЗСШ связана с реализацией учителями здоровьесберегающих образовательных технологий, а также концептуальными идеями, которые могут быть положены в основу создания здоровьесберегающей среды школы процесса формирования социального здоровья учащихся, идеи педагогической поддержки, которые получили свое обоснование в работах О.С. Газмана. В центре внимания ученого была идея свободы ребенка в образовательном процессе. Под руководством О.С. Газмана разрабатывалась «педагогика свободы», которая рассматривалась как теория и практика деятельности педагогов-профессионалов, ориентирующихся на развитие у детей свободоспособности. «Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему охранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни .», - писал О.С. Газман. Целью педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании.
Основными принципами обеспечения педагогической поддержки являются: согласие учащегося на помощь и поддержку; опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; вера в эти возможности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности; совместность, сотрудничество, содействие; конфиденциальность (анонимность); доброжелательность и безоценочность; безопасность, зашита здоровья, прав, человеческого достоинства; реализация принципа «Не навреди»; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Здоровьесберегающие образовательные технологии следует отличать от здоровьесберегающих технологий в школе, к которым относятся и здоровьесберегающие технологии, и здоровьесберегающие медицинские технологии, и здоровьесберегающие технологии административной работы в школе, и здоровьесберегающие технологии семейного воспитания. В частности, под здоровьесберегающими медицинскими технологиями в школе, мы понимаем совокупность медицинских приемов, технологий, мероприятий, обеспечивающих мониторинг здоровья учащихся и контроль над воздействием факторов внутришкольной среды, способных нанести потенциальный вред здоровью учащихся и педагогов.
Все эти технологии взаимосвязаны в единую систему работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, а системообразующими являются как раз здоровьесберегающие образовательные технологии.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее - ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями, в широком смысле, можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся. Если же здоровьесберегающие образовательные технологии связывать с решением более узкой, здоровьеохранительной задачей, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении.
Другие статьи:
Анализ существующих игровых методик для детей младшего школьного возраста
Н.К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо др ...
Методики обучения решению текстовых задач в 1 классе Республики Казахстан и
программе «Школа России»
Центральным звеном в умении решать задачи, которым должны овладеть учащиеся 1 класса, является усвоение связей между данными и искомым. От того, насколько хорошо усвоены учащимися эти связи зависит их умение решать задачи. Главная ее цель – научить детей осоз ...