Здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения как социально-воспитательный феномен

Педагогика » Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы » Здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения как социально-воспитательный феномен

Страница 5

Для создания благоприятной эмоционально-поведенческой среды в школе каждый специалист учреждения должен реализовывать в своей деятельности педагогическую аксиому: пример педагога по всему спектру внешних проявлений - образец для учащихся, причем, во многом на подсознательном уровне. Умение «дирижировать» состоянием активности учащихся (и управлять своим собственным) - важный критерий оценки здоровьесберегательности используемых учителем педагогических технологий. Отдельные позы, жесты, действия, эмоциональные посылы учителя, периодически повторяясь на уроке, могут стать (и становятся!) стимулами, запускающими определенные реакции и состояния у учащихся. Эмоционально-поведенческие проявления учащихся на переменах – также важный элемент оценки здоровьесберегающей среды школы. Возможность переключения деятельности, физического раскрепощения, двигательной и эмоциональной разрядки на переменах - условие восстановления сил к следующему уроку, которые школа должна создать, а ученики - использовать. Еще одна актуальная проблема, тестирующая компетентность учителей, различных специалистов (психологов, социальных педагогов, дефектологов, валеологов и др.), администрации школы в вопросах здоровьесбережения - так называемая «канализация агрессии» учащихся педагогическими средствами. Причин для появления агрессивности у населения вообще, и у подростков, в частности, достаточно. Это стрессы, фрустрации, неудовлетворенность условиями жизни, зависть, агрессивность окружающей среды, потеря ориентиров и т.д. Проявления агрессивности на уроках нарушают дисциплину, разрушают эмоциональный климат, деформируют ход учебного процесса. Все это, включая непосредственно агрессивное напряжение, имеет отношение к здоровью субъекта, проявляющего агрессивность, и всех, кто его окружает. Именно здесь психотерапевтическая грамотность специалистов школы позволяет находить оптимальные пути нормализации ситуации, с учетом индивидуального подхода к конкретному учащемуся.

Организационно-управленческая подструктура ЗСШ. На сегодняшний день в каждой школе как адаптивной педагогической системе стоит проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся всех категорий. И хотя образовательная функция в школе по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Таким образом, реализация в образовательном процессе школы концептуальных положений, идей здоровьесберегающей педагогики предполагает последовательное формирование в учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, а также воспитание у учащихся культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения и воспитания, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с тем, каков суммарный потенциал здоровья детей, подростков, молодежи.

По данным исследований только 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40 % имеют различную хроническую патологию, каждый второй ученик страдает сразу несколькими хроническими заболеваниями. В числе прогрессирующих - болезни опорно-двигательного аппарата, нервные, аллергические болезни, близорукость [53]. Медики отмечают, что наиболее неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся складывается в школах нового типа - гимназиях, лицеях, колледжах, что связано с особенной их нагрузкой. Так, гимназисты страдают значительным повышением артериального давления, проявлениями невротизации и т.д. Приходится констатировать, что наряду с влиянием общей социально-экономической ситуации в стране свою лепту в ухудшение состояния здоровья учащихся вносит современная школа. В числе таких неблагоприятных педагогических факторов Е.Е. Чепурных называет: интенсификацию учебного процесса; стрессовые последствия авторитарной педагогики, которая все еще имеет место в нашей школе; раннее начало дошкольного систематического обучения; несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся; несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса; недостаточную подготовку педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей; недостатки в существующей системе физического воспитания и т.п. Анализ выявленных современных проблем, как по различным структурным составляющим здоровья (соматического, физического, психического, нравственного, социального), так и по осознанию взаимосвязи между образом жизни и состоянием здоровья учащихся, позволил сделать общий вывод: здоровье подрастающего поколения резко ухудшается, школьники обладают низкой мотивированностью, компетентностью в вопросах здорового образа жизни, слабой готовностью заниматься сохранением и укреплением собственного здоровья. Следовательно, основной проблемой, над решением которой необходимо работать, является модернизация целостного педагогического процесса в общеобразовательной школе, его ориентирование на сохранение здоровья детей на протяжении всего образовательного периода и создание у них мотивации к здоровому образу жизни, формирование основ социального здоровья выпускника школы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Понятие отклоняющегося развития
Категория развития является одним из важнейших (если не сказать наиболее важным) методологических понятий психологической науки, в частности психологии развития. На протяжении более чем полутора веков, начиная с середины XIX века, когда и был поднят вопрос о ...

Сравнительный анализ проведенных экспериментов
Результаты тестовой и итоговой контрольных работ показывают эффективность проведения систематической дифференцированной работы при обучении математике. После проведения серии дифференцированных уроков было выявлено улучшение качества знаний не только детей с ...

Разделы