Проблема социального здоровья подрастающего поколения — это отражение экономических, политических, социальных и духовно-нравственных кризисов, переживаемых обществом. Социально здоровому человеку присущи личностные качества, позволяющие ему успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем (в том числе, связанных с физическим неблагополучием), реализовывать свои жизненные планы. Воспитание социально здоровой личности предполагает формирование тех нравственных качеств, которые помогают выпускнику школы адаптироваться к стремительно изменяющимся социально-экономическим условиям окружающей действительности. Подводя итоги главы, мы отметили, что проблема охраны здоровья подрастающего поколения вышла за рамки медицинской проблемы и приобрела междисциплинарный характер. Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. Анализ ряда исследований показывает, что в настоящее время основным направлением деятельности общеобразовательной школы по сохранению здоровья подрастающего поколения является профилактическая работа (предупреждение заболеваний, психических расстройств и приобретения вредных привычек). Высокий уровень патологии у школьников показывает, что решить данную проблему порознь семье, школе, медицине в настоящее время уже не по силам. Устранить ее, по-видимому, можно только в комплексе. Обобщение содержания практического опыта современных общеобразовательных заведений России по формированию здорового образа жизни учащихся, позволило уточнить и наметить общие подходы в реализации данной задачи. Прежде всего, это: ориентация образования и воспитания на общечеловеческие ценности: сохранение здоровья школьников, гармонизация личности каждого ребенка с самим собой и окружающим миром; создание в стране эффективной системы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Если исходить из того, что процесс формирования социального здоровья учащихся - это управление качественными составляющими здоровья посредством адекватизации поведения школьника в соответствии с требованиями современного социума, то становится очевидным, что установка на социальное здоровье личности не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. В этой связи в структуре обеспечения жизнедеятельности школы особое значение приобретает педагогический компонент учебно-воспитательного процесса по линии взаимосвязей в системе «учитель - ученик - специалисты различного профиля – семьи учащихся». Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии, а проводить их в жизнь должны только квалифицированные, специально подготовленные педагоги-воспитатели.
Во второй главе дана характеристика базовых принципов, выделенных в качестве концептуальной основы разработки педагогической системы формирования социального здоровья учащихся (принципа социальной преемственности; открытого характера педагогической системы; реализуемости; регионализации); обосновываются антропологический, средовой, личностный, деятельностный, диалогический подходы к созданию педагогической системы формирования социального здоровья учащихся; раскрыты сущностные характеристики основных компонентов педагогической системы формирования социального здоровья учащихся (нормативно-правового, функционально-целевого; организационно-структурного, проблемно-содержательного, деятельностно-технологического); проводится анализ основных тенденций модернизации учебно-воспитательного процесса школ, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся; рассматриваются содержательно-методические и технологические аспекты процесса формирования социального здоровья учащихся; раскрыты основные направления и ход экспериментальной работы, представлена методика проведения мониторинга уровней социального здоровья учащихся; показаны возможные пути реализации межпредметных связей, призванных привлечь потенциал различных учебных предметов для формирования у школьников ценностного отношения к здоровью; дается оценка эффективности реализации педагогической системы формирования социального здоровья учащихся в жизнедеятельности средней общеобразовательной школе.
Другие статьи:
Восприятие: понятие, виды, основные характеристики
Восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Каждый вид обладает рецеп ...
Основные пути и условия формирования нравственных
представлений у дошкольников с ОНР
Казахстан во все времена и эпохи был «перекрестком миров», где встречались разные народы и культуры. Наша земля хранит и помнит историю всех, кто жил здесь когда-то. В Казахстане приоритет отдается человеку как личности. Обеспечиваются права и свободы граждан ...