Здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения как социально-воспитательный феномен

Педагогика » Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы » Здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения как социально-воспитательный феномен

Страница 4

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровье. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

Эффективность внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы обеспечивается реализацией комплекса следующих условий.

Медико-педагогических (обеспечение физической, психологической, психической и физиологической адекватности ребенка к постоянно меняющейся окружающей среде в школе; изучение исходного состояния здоровья ребенка в комплексе). Педагогическая компонента в данном случае связана с необходимостью познания ребенком собственного состояния здоровья, с обучением его проводить профилактику некоторых заболеваний, таких как простуда, грипп, сколиоз, болезни глаз и т.д., а также понимать особенности этапов своего физического развития. В образовательном учреждении эти условия реализуются в процессе развития на специальных учебных занятиях и в системе дополнительного образования, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, а также организацией специального медицинского сопровождения во времени, одним из компонентов которого является саногенетический мониторинг физиологического статуса организма. Успешность осуществления этих условий зависит от постоянного контакта с родителями.

Санитарно-гигиенических (соблюдение правильного режима питания, введение динамических пауз на уроках, соблюдение светового и воздушного режимов, и т.д.).

Социально-педагогических (учет социального статуса семьи, ее материального положения, уровня культуры взаимоотношений в семье, особенностей национальной культуры). Это может либо создавать условия для успешного и более легкого продвижения ученика в образовании или, наоборот создавать дополнительные нагрузки на психику ребенка, его физическую угнетенность; выбор образовательных технологий, сберегающих здоровье, уровневый подход к содержанию образования, который предполагает неуклонное выполнение учителем требований к усвоению каждым учеником минимума содержания образования. В зависимости от склонности ученика, его познавательных интересов он может выбирать более высокий уровень содержания образования. Эти условия должны обеспечить организацию личностно-ориентированного подхода к каждому ученику, учитывающему его индивидуальные природные особенности в интеллекте, здоровье, а также развивающийся познавательный интерес.

Организационно-управленческих (разработка и реализация содержания и структуры управления образовательной и оздоровительной работой, распределение функциональных обязанностей между всеми участниками этого процесса). Проведение саногенетического мониторинга составляет часть механизма управления здоровьесберегающей средой, мотивацией учителей и родителей по содержанию и реализации данной работы.

Приведенные условия, отражающие особенности управления школой в новом инновационном режиме, дают основания утверждать о необходимости создания такой структуры управления, которая бы учитывала здоровьесберегающий характер деятельности учреждения.

Таблица № 3

Нормативы основных режимных моментов в учебные дни (продолжительность в часах)

Элементы режима

Начальная школа

9-11 классы

Сон (включая дневной сон)

11,5-12,5 ч.

8,0-9,0 ч.

Прогулки

2,5-4,0 ч.

1,5-2,5 ч.

Школа (учебные занятия)

4,0 ч. (6-дневпая педеля) - 4,5 (5-дневная неделя) ч.

6,0 ч. (6-дпевная неделя) - 7,0 (5-дневная неделя) ч.

Домашние задания (приготовление уроков)

0,5-1,0 ч.

3,0-3,5 ч.

Занятия по интересам

0,5-1,0 ч.

1,0-1,5 ч.

Эмоционально-поведенческая подструктура здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения представлена совокупностью поведенческих паттернов, действий, поступков, эмоциональных процессов, проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в школе. Характеристиками данной среды могут служить: уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов; характеристики эмоционально-психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также - в педагогическом коллективе школы; стиль поведения учащихся и учителя на уроке; формы и характер поведения учащихся на переменах; забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения (что можно рассматривать в качестве определяющего признака интеллигентности в целом) и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Роль химического языка в обучении химии
Важнейшая образовательная задача школьного курса химии — формирование химических понятий. Поскольку они отражают химическую картину мира, эти понятия являются основой, на которой формируется научно-материалистическое миро воззрение учащихся. Научные понятия в ...

Использование дифференцированного подхода при обучении математике в начальной школе
По итогу проведенной контрольной работы учащиеся экспериментального класса в своём большинстве соотносятся к среднему уровню подготовки, но имеет место низкий и высокий уровни подготовки учащихся. Поэтому имеет смысл апробировать дифференцированный подход при ...

Разделы