Все принципы взаимосвязаны между собой, поэтому игнорирование одного из них неизбежно повлечет за собой нарушение других принципов, что разрушит целостность системы.
В деятельностно-технологическом компоненте системы отражены и приоритетные направления работы специалистов школы в сфере формирования социального здоровья учащихся: развитие положительной мотивации на сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста; формирование системы ценностных установок, ориентированных на здоровый образ жизни учащихся; стимулирование социальной адаптации и реабилитации школьников; содействие в профессиональном самоопределении; развитие стрессоустойчивости, развитие нравственно-волевых качеств личности; содействие в организации семейного досуга; установление различных форм взаимодействия с учреждениями, организациями города, способными оказать помощь в воспитании и обучении детей; проведение различных мероприятий на базе культурно-просветительных учреждений города; благотворительная деятельность.
Критериально-оценочный компонент педагогической системы определяет совокупность показателей, диагностических методик, позволяющих определить уровень сформированности социального здоровья учащихся (креативный, адаптивный, дизадаптивный). Учитывая специфику процесса формирования социального здоровья выпускника школы в современных условиях, в качестве главного интегративного показателя успешности данного процесса мы определили сформированность готовности и подготовленности личности к социально полезным действиям, а также высокий уровень развития морально-нравственной сферы личности в соответствии с возросшей социальной требовательностью к духовности человека, сформированность умений противодействовать деструктивным влияниям среды, общества.
Основными критериями эффективности процесса формирования социального здоровья ребенка, как предполагается, являются следующие.
Мотивационно-ценностный (стремление к участию в многоаспектных социальных отношениях: потребность к социально-позитивному общению в различных группах детей и взрослых; направленность на достижение результатов в различных видах социальной деятельности; адекватная самооценка своего участия в деятельности).
Когнитивный (интериоризация различных аспектов социального опыта: наличие знаний о типах межличностных и социальных отношений; знание особенностей и специфики социального общения; осознание зависимости своего жизненного успеха от индивидуально-творческого и психофизического развития своей личности, а также от развития социально-общественных отношений и взаимоотношений).
Деятельностный (поиск путей и реализация своих возможностей в различных сферах жизнедеятельности: проявление инициативы и активности в деятельности; участие в социально-значимой деятельности; творческий подход к деятельности).
Процесс реализации разработанной педагогической системы формирования социального здоровья учащихся в условиях общеобразовательной школы позволяет: осуществлять социальное воспитание с учетом интересов и потребностей ребенка, опираясь на индивидуальные качества его личности; прогностически ориентировать детей на характер их социальных отношений в будущем.
Другие статьи:
Использование метода проектов при планировании и организации образовательной деятельности
Проектная деятельность — сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных мероприятий, а системные преобразования всего образовательного процесса. Использование метода проектов даёт возможность эффективно интег ...
Роль химического языка в обучении химии
Важнейшая образовательная задача школьного курса химии — формирование химических понятий. Поскольку они отражают химическую картину мира, эти понятия являются основой, на которой формируется научно-материалистическое миро воззрение учащихся. Научные понятия в ...