В разработанной нами педагогической системе формирования социального здоровья учащихся в единстве и взаимосвязи представлены следующие компоненты: нормативно-правовой, функционально-целевой; организационно-структурный, проблемно-содержательный, деятельностно-технологический, критериально-оценочный. Приведем характеристику каждого из перечисленных компонентов педагогической системы.
Нормативно-правовой компонент системы включает в себя соответствующие ссылки на документы международного, федерального, регионального, муниципального уровней, касающиеся проблемы сохранения, укрепления, создания условия для развития здоровья детей (ряд документов был перечислен ранее в разделах 1.2 и 1.3).
Функционально-целевой компонент состоит в следующем.
Цель педагогической системы формирования социального здоровья учащихся можно сформулировать как: создание в целостном педагогическом процессе школы условий для социального становления личности ребенка. Итогом реализации данной цели является сформированность готовности и подготовленности личности к социально полезным действиям, к выполнению разнообразных социальных функций в обществе.
Основными целевыми ориентирами функционирования системы являются: формирование у детей установки на здоровый образ жизни (оптимальный двигательный режим, рациональное питание, личную гигиену, отказ от вредных пристрастий и пр.); формирование устойчивого интереса к физической культуре, спорту, потребности в систематических физкультурно-оздоровительных занятиях; создание условий для непрерывного физического развития личности на всех возрастных этапах развития в период школьного обучения; профилактика заболеваний, укрепление, закаливание организма; всестороннее развитие двигательных качеств и кинетических способностей ребенка; проведение мониторинга здоровья детей; вовлечение родителей, других членов семьи в физкультурно-оздоровительный процесс, содействие в организации различных спортивно-оздоровительных форм семейного досуга.
Задачи педагогической системы формирования социального здоровья учащихся: укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка; забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка; взаимодействие с семьей для полноценного развития личности ребенка и для повышения педагогического потенциала родителей детей.
Организационно-структурный компонент системы определяет: субъектов исследуемого процесса (учащиеся, родители и педагоги школы, социальные партнеры школы); распределение функциональных обязанностей всех лиц, участвующих в опытно-экспериментальной работе или привлекаемых к ней по формированию социального здоровья учащихся .
Проблемно-содержательный компонент системы включает в себя следующие блоки: разработка многопрофильной и разноуровневой технологии организации учебно-воспитательного процесса в школе, которая обеспечит развитие природных способностей и склонностей каждого учащегося, создаст условия для формирования здорового, интеллектуально развитого, воспитанного и социально адаптированного человека; обновления содержания образования на основе интеграции в учебные дисциплины знаний по здоровому образу жизни, социальному здоровью личности (см. раздел 2.2); разработка содержательных аспектов процесса формирования правовой, экономической, нравственно-этической, экологической, информационной культуры школьников как неотъемлемых составляющих социального здоровья личности; обоснование содержания деятельности органов ученического самоуправления в сфере развития социального здоровья школьников, формирования культуры полоролевого поведения, культуры межнационального общения.
Другие статьи:
Виды детской игрушки
Игрушки распределяются по видам. Есть две классификации видов игрушек: первая- А.С.Макаренко; вторая - Е.А.Флериной Классификация игрушек А.С.Макаренко: Первый вид: Готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др.; они хороши тем, что знакомят дошкольн ...
Сущность дифференциации обучения
Развитие учеников должно происходить не за счет усиленной нагрузки тренировочными заданиями, а в результате предоставления им возможности принимать посильное участие в коллективном поиске нового на уроке, включаться в активную познавательную деятельность, сле ...