Содержательно-методические и технологические аспекты процесса формирования социального здоровья учащихся

Педагогика » Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы » Содержательно-методические и технологические аспекты процесса формирования социального здоровья учащихся

Страница 2

Анализ возможностей интеграции знаний о здоровье в программы школьных базовых дисциплин показал, что вопросы формирования здорового образа жизни, по сути, являются междисциплинарными, так как овладение ими невозможно без опоры на медико-биологические, социокультурные и психолого-педагогические знания. Поэтому использование именно интегративных курсов в качестве информационной основы будет способствовать устранению второстепенных сведений при освоении материала из области медико-биологических дисциплин, излишней детализации и конкретизации, а также выделению главного, работающего именно на образованность, на формирование мировоззренческой картины бытия - личного, коллективного ценностного отношения к здоровью.

Процесс интеграции информации о здоровом образе жизни в базовое содержание образовательных предметов должен соответствовать следующим необходимым дидактическим принципам: принципу корректного сочетания материала (но тематике здорового образа жизни и содержания предмета по базисному учебному плану); принципу соответствия содержания интегрированного курса возрастным психофизиологическим особенностям детей и подростков; принципу отсутствия дублирования материала на уроках по разным предметам; принципу использования вариативного компонента образовательных программ для формирования знаний, навыков и ценностных ориентации по здоровому образу жизни. В этих условиях важным моментом является своевременная подготовка и переподготовка учителей, участвующих в реализации программ формирования здорового образа жизни школьников. Учитель должен быть подготовлен к тому, чтобы давать ясные и точные ответы на вопросы учащихся. Именно учитель должен давать ученикам необходимые знания, формировать твердые убеждения в необходимости заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.

Сегодня все специалисты общеобразовательных школ как никогда ранее нуждаются в осмыслении имеющегося опыта и проблем сотрудничества с семьями воспитанников (в частности, в деле укрепления здоровья учащихся), выявлении наиболее перспективных направлений и форм такой работы. Без союза с семьей, без активного и заинтересованного взаимодействия с родителями, без установления прочных и продуктивных контактов сложно ожидать высоких результатов в личностно-творческом развитии ребенка. Всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить. Семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него положительного духовно-нравственного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются жизненные исходные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы составной частью профессиональной деятельности педагогов школы была систематическая работа по повышению эффективности взаимодействия специалистов учреждения и семьи.

На сегодняшний день средними общеобразовательными школами накоплен определенный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей. Различные специалисты СОШ (учителя, воспитатели ГПД, педагоги дополнительного образования, практические психологи, социальные педагоги, медицинские работники и др.) постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в учреждении и в семье.

Вместе с тем, анализ работы специалистов СОШ с семьями воспитанников показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества педколлектива и семьи имеются и недостатки. Среди них наиболее распространенными являются следующие: педагоги не всегда умеют поставить задачи педагогического взаимодействия и выбрать адекватные им содержание, методы, формы работы с учетом конкретной специфики семейной социализации детей; технологии сотрудничества с семьей недостаточно дифференцированы; при выборе методик взаимодействия педагоги не всегда учитывают возможности и условия жизни конкретных семей и др. Причины этого - недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности семейной социализации детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к членам семьи и детям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, в ...

Сущность и содержание двухуровневой системы высшего профессионального образования
Болонская система образования предполагает переход на двухуровневую (бакалавр, магистр) систему получения высшего образования. Эти уровни подразумевают отдельные государственные образовательные стандарты и самостоятельную итоговую аттестацию. Россия присоедин ...

Разделы