Содержательно-методические и технологические аспекты процесса формирования социального здоровья учащихся

Педагогика » Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы » Содержательно-методические и технологические аспекты процесса формирования социального здоровья учащихся

Страница 5

Под педагогической ситуацией в педагогической науке понимается совокупность условий, в которых проявляются и развиваются противоречия, подлежащие разрешению личностью. Приведем примеры различных типов педагогических ситуаций, используемых специалистами школы в процессе формирования социального здоровья учащихся

А) Тип педагогической ситуации: оценочные ситуации. Ее решение предполагает: овладение навыками анализа и оценки поступков и действий. Методическая инструментовка: для обсуждения предлагается поступок, ситуация, в которых мотивы и средства достижения не совпадают, или поступок, в котором известны последствия, но не известны мотивы. Воспитанники должны их додумать.

Б) Тип педагогической ситуации: аналитические ситуации, позволяющие найти пути разрешения предлагаемой задачи. Их решение предполагает: выявление позиции ребенка, принятие решения о выборе средств и путей оптимального решения предлагаемой проблемы. Методическая инструментовка: проигрывание жизненно важных для молодых людей ситуаций. Предлагаемые ситуации типа "Как поступить? "Если меня оскорбят, то я .", "Мне очень нравится мальчик (девочка), но он(она) на меня не обращает внимания, в этом случае я " "Мне сделали замечание и я ", "Друзья предложили мне выпить за компанию и пойти развлечься, я ." Предложить ситуации типа «Что Вас удивит?»: в общественном транспорте; на улице; на концерте; в кафе; в магазине; в школе.

Для создания педагогических ситуаций можно использовать упражнение "Телевизор". По видеомагнитофону демонстрируется фрагмент телефильм, выключаем звук - изображение остается. Задача определить, о чем говорят люди, какие у них цели и мотивы, кто нападает, а кто защищается, кто лидер, кто подчиняется. Через 20-30 минут звук включается: правильной ли была интерпретация, если нет, то в чем ошибка и почему?

Как отмечалось ранее, в процессе формирования социального здоровья учащихся особенно важна деятельность органов ученического самоуправления, которая должна строиться на реализации следующих принципов:

• принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей в организации жизнедеятельности детей, который предполагает: подготовку детей к необходимости ориентации в системе проблемных жизненных ситуаций и выбору социально приемлемых средств для их разрешения; обеспечение гибкости влияния молодежной субкультуры на жизнедеятельность детей и подростков; развитие мышления детей и подростков, их интеллигентности, внутренней состоятельности и внешней культуры социального поведения; упрочение норм уважительного отношения к другим людям, их социальному и профессиональному выбору, труду и его результатам; исключение проявлений признаков презрения, оскорбительности, независимо от того, какое место данный род трудовой деятельности занимает в иерархии общественного производства; открытость и готовность детей и подростков к непрерывному обогащению социального опыта с целью реализации общечеловеческих ценностей в их конкретном образе жизни;

• принцип самореализации детей в детском объединении, который предполагает: осознание цели и значения деятельности объединения для личного саморазвития; добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность; формирование активного отношения ребенка к миру и себе, его самосознания; наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается; видение конечного результата и промежуточных рубежей; информирование детей о возможностях творческих и любительских объединений, спортивных секций и т.п.,

• принцип включенности учащихся в реальные социально значимые отношения, который предполагает: добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность; соответствие уровня социальных отношений, в которые включается ребенок, его возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям; создание реальных возможностей для включения детей в дела, обеспечение гарантии выбора вида и содержания деятельности, свободы выбора средств ее осуществления; вовлечение всех ребят в различные виды социально значимой деятельности; обеспечение связей детей с социальной средой и возможностей их реализации в повседневной практической деятельности; обеспечение непрерывности деятельности ребенка в социальной сфере; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одной детской организации; моральное и материальное (экономическое) стимулирование разнообразной социально значимой деятельности детей; предоставление ребенку или группе детей внутри организации права и возможностей в отстаивании своего мнения, распространении и получении достоверной информации по всем вопросам деятельности организации, в том числе о себе;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

Двигательная характеристика и методика обучения дошкольников спортивным играм
Методика проведения спортивной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка во ...

Работа с активом читателей
Читатели, часто посещающие библиотеку, любящие книгу и чтение, обычно помогают библиотекарю во всех его начинаниях: принимают участие в подготовке массовых библиотечных мероприятий, стараются привлечь в библиотеку своих товарищей. Добровольное участие в делах ...

Разделы