Содержательно-методические и технологические аспекты процесса формирования социального здоровья учащихся

Педагогика » Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы » Содержательно-методические и технологические аспекты процесса формирования социального здоровья учащихся

Страница 4

Рассмотрим подробнее некоторые методы.

Ролевая игра представляет собой динамическую упрощенную модель действительности, основанную па ситуациях, взятых из реальной жизни, художественных источников. Ролевая игра имеет основную тему, связанную с правовой проблемой. Сюжет игры позволяет детям на своем опыте пережить ситуации реализации или нарушения прав. Учащиеся получают начальный эмоциональный импульс, который пробуждает интерес к проблеме. Вместе с тем, под давлением эмоций, велика вероятность, что ребенок будет действовать так, как он считает нужным, а не так, как ожидают взрослые. Игра позволяет выявить представления ребенка, его социальные установки в правовой сфере.

Работа в малых группах (оптимально 4-5 человек). Ребятам предлагается обсудить какую-либо правовую проблему, решить ситуацию, разработать проект. При этом индивидуальная работа каждого ученика становиться исходной, составляющей частью коллективной. С одной стороны, индивидуальная деятельность ребенка влияет на результат работы группы в целом, с другой, - вбирает в себя результаты работы других членов. Работа в малых группах над правовой проблемой способствует смене традиционных классных ролей (например, «молчун», «отличник», «клоун», «хулиган»). Обсуждая задание, ребенок вынужден работать независимо от того, считается он умным или глупым, молчуном или активистом. В ходе работы группы ее члены должны строго соблюдать следующие правила: учитывается мнение каждого, оно обсуждается доброжелательно, высказываются все по кругу.

Рисунки на правовую тематику позволяют детям образно выразить свое представление ситуации, которые они не всегда способны должным образом вербализовать (выразить словами). Например, ребятам можно предложить нарисовать свое видение приватного пространства, права на тайну личной жизни и др.

Специфика занятий по правовому просвещению с младшими школьниками обусловлена возрастными особенностями детей и содержанием материала. Занятия желательно проводить с использованием дидактических игр, сказок, элементов тренинга, игр-драматизаций и т.п. Особенно важным для получения желаемых результатов является создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценности своей личности в сочетании с признанием права окружающих на ответное уважение и доверие. Педагог во время занятий должен быть не рядом с детьми, а вместе с ними: он находится в кругу во время игр, делится с детьми своими желаниями, анализирует свою деятельность с точки зрения соблюдения прав. На занятиях следует использовать различные виды продуктивной деятельности - рисование, лепку, аппликацию и т.д.

В результате работы по правовому просвещению у учащихся должны быть сформированы следующие умения: защищать свои права в школе, используя для этого знания Устава школы, деятельность органов школьного самоуправления; работать с юридическими документами, имеющими непосредственное отношение к их жизнедеятельности; анализировать программные документы и деятельность различных общественных организаций (в частности, распознавать организации шовинистического, тоталитарного типов); использовать конструктивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Процесс формирования социального здоровья школьника предполагает создание поля самореализации его внутреннего позитивного потенциала личности. Этому может способствовать включение детей в решение различных жизненных ситуаций. Процесс поиска социально одобряемого решения в той или иной ситуации способствует формированию позитивных жизненных навыков у детей. Воспитанники накапливают запас социально-одобряемых решений реальных социально-значимых задач. Включение воспитанников в решение педагогических ситуаций выступает средством освоения системы реальных отношений человека с социальным окружением.

В психолого-педагогической науке выделяют ситуации проблемные (С.Л. Рубинштейн), ситуации выбора (О.С. Богданова, Д.М. Гришин, В.И. Петрова и др.), конфликтные (В.М. Афонькова, Д.А. Волкогонов, А.В. Засимовский, В.Н. Петровский, М.М. Ященко). По источникам возникновения и сфере разрешения ситуации бывают двух типов: вербальные (словесные, воображаемые) и жизненные (практические, поведенческие). Вербальные ситуации создаются с целью развития сознания, мышления детей. Противоречия же практических ситуаций ставят человека перед необходимостью их разрешения, выбора поступка, линии поведения в жизни. Оба тина ситуаций, на наш взгляд, оказывают эффективное воздействие, имеющее целью накопления у ребенка социально одобряемых типов поведения. Воображаемые ситуации вооружают детей знанием возможного решения. Однако практические, жизненные ситуации в большей мере активизируют волевое напряжение личности, формируют практический опыт таких решений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Из опыта работы юношеского абонемента ЦГБ г. Тирасполь
В практике работы юношеского абонемента ЦГБ, конечно же, используются методы как индивидуального, так и массового руководства чтением в самых разнообразных традиционных и нетрадиционных формах, но мы остановимся на основных: Юношеская библиотека отличается сп ...

Создание педагогических условий формирования экологического мировоззрения у учащихся среднего возраста
Экологическое образование становится предметом интереса и действий международных организаций на самом высоком уровне. На глобальное, общечеловеческое значение экологического образования как главного средства конструктивного преобразования общественного и инди ...

Разделы