Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Педагогика » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Страница 2

Программа рассчитана на 3-5 учебных часов в неделю и предполагает поддержку различными элективными курсами (по предложению школы и выбору учащихся). В каждой программе представлен государственный стандарт, рекомендованный министерством образования РФ. Ему принадлежит список авторов произведений, обязательных к изучению и список, рекомендованный для выбора учащимися. С появлением новых и возвращением забытых имен стандарт меняется (1998, 2004г.). Например, в обязательное изучение внесен писатель В. Шаламов "Колымские рассказы", лирика И.А. Бродского, а в список для самостоятельного выбора учащихся внесены такие имена как Е. Носов, В.С. Гроссман, В.Ф. Тендряков.

Учителям предоставлена некоторая свобода - они решают, как именно должны изучаться предложенные тексты, они могут расширить список по своему усмотрению. В стандарт включены авторы второй половины XX века, получившие общественное признание современников, например Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев, В.М. Шукшин, А.И. Солженицын, В.В. Быков, К.Д. Воробьев, Ю.В. Трофимов, Е.А. Евтушенко, А.В. Вампилов, А.А. Вознесенский, Н.М. Рубцов, Б.И. Окуджава, В.С. Высоцкий, В.С. Гроссман, Е. Носов, В.Ф. Тендряков и другие (на изучение не менее 3 авторов по выбору). Программы, основываясь на этом стандарте, предлагают на выбор изучение этих авторов и их произведения, но составители программ имеют право включать краткий список книг, не входящих в стандарт. Учащиеся выбирают сами, чтобы интерес к литературе сохранился в общеобразовательных и непрофильных школах.

Так, в программе Т.Ф. Курдюмовой, которой пользуется большинство учителей, рекомендованы для изучения и самостоятельного выбора современных авторов. Программа В.Я. Коровиной по представлению современных писателей не отличается от Т.Ф. Курдюмовой. В этих программах представлены авторы стандарта, литература русского зарубежья последних лет: В. Максимов, Г. Владимов, В. Аксенов, С. Довлатов, В. Войнович, Саша Соколов; мемуарная и художественная литература о тяжелых годах репрессий: О. Волков, Е. Гинзбург и другие. "Литература последних тридцати лет рассматривается как необязательная для изучения, так как она еще не вполне является фактом научной истории литературы". Но по усмотрению учителя она может стать предметом историко-критического изучения. Некоторая литература этих лет представлена в программе под редакцией А.Г. Кутузова, в которой предлагается углубленное изучение художественного мира писателя. Например, изучение В.В. Набокова "Приглашение на казнь", а его роман "Защита Лужина" в списках самостоятельного чтения. Там же В.П. Астафьев "Прокляты и убиты", А.А. Ким "Отец-лес", Л.Е. Улицкая "Медея и ее дети", Л.С. Петрушевская "Время - ночь", В. Славкин "Взрослая дочь молодого человека" и другие.

В программе под редакцией М.Б. Ладыгина представлена следующая литература: в 9 классе для самостоятельного чтения роман Набокова "Приглашение на казнь", в 10-11 классах - русское зарубежье Вл. Максимов, Э. Лимонов, Г. Владимиров, А.Г. Битов "Грузинский альбом", Ю.В. Давыдов "Глухая пора листопада", А. Ким "Отец-лес", Е. Носов "Красное вино победы", Солженицын "В круге первом".

В программе под редакцией А.И. Княжицкого старшая школа ориентирована на союз школы и филологии, большое значение придается изучению поэтических текстов. При изучении даются разделы и темы, развернутые рекомендации, содержания. На каждую тему распределение часов, например, на литературу эмиграции 12 часов. Творчество Набокова представлено романом "Соглядатай", а творчество И. Бродского темой любви ("Горение"), темой поэта и поэзии ("Осенний крик ястреба"), тема империи ("Письма римскому другу"). Эта программа для работы с углубленным изучением литературы гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Изучение текстов в полном объеме, а принцип изучения проблемно-тематический.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Способы использования дидактических игр при закреплении материала
На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение правил, свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д., так считают 25% опрошенных учителей. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить вниман ...

Оценка уровня достижений учащихся: проблема создания современного инструментария
Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат. Объективная оценк ...

Разделы