Проблемой для преподавателей литературы является то, что на изучение современной литературы по выбору рекомендовано не более 3 авторов. А иногда времени не хватает даже и на них. В лучшем случае их имена звучат в обзорных лекциях.
При выборе нужно учитывать, какая программа соответствует цели преподавания литературы в современной школе. "Гуманизация образования выдвинула на первый план понятие "личности" ученика. На развитие творческих способностей учащихся нацелена программа по углубленному изучению литературы в гимназиях и лицеях под редакцией М.Б. Ладыгина:
"Литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников". Основную цель литературного образования петербургские ученые, руководимые профессором В.Г. Маранцманом, также связывают с влиянием на ценностные ориентиры личности, и программа, разработанная коллективом под руководством А.И. Княжицкого, обращена к ученику, "к совершенствованию его личности, его нравственных качеств". "В программе А.Г. Кутузова главная цель - "формирование эмоциональной культуры личности и социально-значимого ценностного отношения к миру и искусству". Программа по литературе, разработанная под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого, обеспечивает "формирование читательской культуры учащихся, непосредственно и опосредованно воздействующей на их личные качества…" В основе концепции современного литературного образования завтрашнего дня лежит идея гуманизации, обеспечивающая в процессе становления личности выбор жизненного пути и способствующая поиску человека смысла жизни в познании самого себя и окружающего мира.
Программа курса литературы для старших классов школы, под редакцией профессора В.Г. Маранцмана, предполагает историческое рассмотрение эпох развития искусства слова.
В.Г. Маранцман предлагает программу в двух вариантах: первый рассчитан на два года (10-11кл.), а второй на три года (10-12кл.) - предлагаемый вариант программы историко-литературного курса в старших классах исходит из необходимости последовательного рассмотрения развития литературы в ее социально-исторической обусловленности. Каждый из старших классов акцентирует своеобразный аспект историко-литературного процесса". В 2004 году вышла во втором издании в издательстве "Дрофа" программа под редакцией А.Г. Кутузова для общеобразовательных школ на три года в старших классах, т.е.10-12, и для учебных заведений гуманитарного профиля 2 года (10-11кл.). Свои цели и задачи предлагает литературная программа под редакцией А.Г. Кутузова. "В ее основе - концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Задачи литературного образования, по мнению А.Г. Кутузова, "связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы". Главный принцип этой программы в основной школе - жанровый. Для учащихся каждого класса определена ведущая теоретико-литературная проблема - базовое понятие, которое способствует формированию читательских умений учеников. Этому способствует и предложенная в программе система коммуникативно-творческих работ. Для этого в учебниках разработаны такие учебные разделы, как "Творческая мастерская", "Творческий практикум", "Творческое задание", "Самостоятельный анализ выбранного произведения", ежегодная "Итоговая читательская конференция" и так далее. Авторский коллектив программы предполагает, что в 5 - 9-м классах она может быть использована как в массовой школе, так и в классах гуманитарного профиля, а в 10 - 11-м классах она в большей степени ориентирована на школьников-гуманитариев.
Другие статьи:
Харктеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со
взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого ...
Возможности формирования умения работать с текстом на уроках
окружающего мира
Ученик работает с текстом на уроках окружающего мира в большей части по учебнику. Учебник – книга содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного ...