Жаль, что ни в программе А.Г. Кутузова, ни в программе М.Б. Ладыгина не указано количество часов не только на освоение каждой темы, но даже на изучение годового курса.
Это приводит к тому, что учителя подстраивают программу под то малое количество часов учебного плана, по которому работает школа, а это ведет к усечению и даже искажению программы.
В 2000 году в издательстве "Просвещение" появилась еще одна программа по литературе, составленная авторским коллективом под руководством А.И. Княжицкого. Авторы программы считают ее главной установкой научить школьников понимать, что литература пересоздает действительность по законам художественного мира и грамотный учитель никогда не станет низводить художественное произведение на уровень бытовой истории (в современной школе это явление нередкое). В программе актуализируются эстетический, нравственный, речевой и культурологический аспекты, взаимосвязь которых, по мнению авторов, должна возбудить у школьников интерес к чтению художественной литературы. Проблемно-тематический принцип организации учебного материала, как сказано в пояснительной записке, "не снимает вопроса об историзме". Проблема в том, что практика работы по этой программе очень мала. К этой, самой "молодой" программе уже готов учебник для класса. Время покажет, для каких именно классов и учителей предназначена эта программа, насколько ее интересный замысел сможет воплотиться в общеобразовательной школе, какой учитель нужен для ее реализации.
Большинство школ России, особенно сельские, работают сегодня по программе Т.Ф. Курдюмовой (1997 или 1999г.). В этих школах программу до сих пор именуют "новой", а обо всех программах, вышедших позднее, либо не слышали, либо ждут, когда же, наконец, очередь дойдет до обновления учебных фондов в их школе.
К 2000 году авторский коллектив этой программы преобразовался в два новых объединения ученых-методистов, создавших две новые программы с разными принципами и установками: первая - под редакцией В.Я. Коровиной и вторая - под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.
Учебник для 11 класса под редакцией В.П. Журавлева содержит широкий спектр литературных имен XX века, что важно для общеобразовательной школы.
Вряд ли бывают идеальные программы и учебники. Только учитель в своей практической деятельности сможет понять, что выбор программы и учебников зависит от тех целей, которые он ставит перед собой, от специфики класса, школы, его собственных интересов и уровня педагогического профессионализма.
В настоящее время учитель сам может составить элективный курс для углубленного изучения литературы, утвержденный директором или группой учителей литературы. Можно пользоваться программой элективного курса, составленной ИУУ. Так, например, элективный курс по программе В.Я. Коровиной для учащихся 10-11 классов по современной литературе, предложенный ИУУ.
Эта программа элективного курса рассчитана на 68 часов, для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Программа элективного курса призвана обеспечить наиболее полное представление учащихся о направлениях и тенденциях развития современной отечественной литературы. Хронологические границы изучаемой в рамках элективного курса литературы - 1985-2004года (включая произведения В. Ерофеева, А. Битова, А. Соколова, созданные в конце 1960-1970-х годах, но вошедших в русскую литературу только в конце 1980-х годов).
Содержание курса представлено литературой с реалистической и модернистской доминантой. "Ныне литература, разбившаяся на прозу и поэзию с реалистической доминантой, и прозу и поэзию с постмодернистской, уже не совсем гуманистической, доминантой идет в будущее как бы "сквозь огонь скорбей". Она с трудом создает равенство души и глагола, то есть художественное совершенство, покидая платформу явной публицистичности".
Другие статьи:
Закономерности отклоняющегося развития как основание деятельности психолога
в системе специального образования
В соответствии с декларируемыми в главе 1 принципами теоретико-методологического позиционирования и единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности психолога необходимо определить, какие методологические подходы и концепции находятся в осно ...
Мотивация достижений
В первой половине XX столетия в зарубежной психологии господствовали психоналатические взгляды относительно мотивации достижения, согласно которым основные мотивы человека формируются в раннем детстве. Например, мотивация достижения (выражающаяся в стремлении ...