Построение программы по жанровому принципу, с одной стороны, во многом помогает развитию литературоведческих умений школьников на основе жанрового "ожидания", когда законы жанра диктуют произведениям определенные свойства. Содержание и структура литературных текстов как бы "запрограммированы" жанром, потому что в родожанровой природе книги воплощено историко-культурное развитие искусства слова. Это помогает обучению интерпретации текстов в контексте художественной культуры, умению создавать свои устные и письменные высказывания в определенном жанре.
"Для освоения программы Кутузова вряд ли хватит определенных базисным учебным планом часов. Внимание к жанрам и поэтике текстов требует более вдумчивого чтения, на которое нужно время. Поэтому в тех классах, где учитель выбрал для себя программу Кутузова, необходимо из вариативной части базисного учебного плана добавить часы на преподавание литературы, иначе ее освоение может стать непосильным для школьников со средним уровнем литературного развития. Особенно это важно в старших классах. В нем затрагиваются такие особенности текстов, как функция художественной детали, ритмическая и пространственно-временная организация произведения.
К сожалению, эта программа внедряется в практику школы достаточно медленно, в сельских школах ее почти не используют, что, вероятно, связано с необходимостью переоснащения школ новыми учебниками, которые достаточно дороги. Порой региональные органы управления образованием из-за нехватки финансовых средств выбирают учебники подешевле, а купить учебники за счет родителей не всегда возможно. Кроме того, инновационные подходы программы и учебника более охотно берутся осваивать молодые учителя, которых в современной школе становится все меньше. Учителя же с большим стажем работы и сформированной системой стереотипов нередко не хотят перестраиваться. Ведь изучение со школьниками новых произведений требует и дополнительного времени для подготовки к урокам, и дополнительных мыслительных и эмоциональных усилий".
преподавание литература старший класс
Думается, что если бы больше учителей попробовали работать по программе А.Г. Кутузова, то они бы быстрее поняли, что в ней хорошо, а что нуждается в переделке. Но количество часов на преподавание литературы в школе катастрофически уменьшается. Может быть, и этот факт тормозит внедрение в школе программ, которые сильно отличаются от содержания школьного литературного образования в недалеком прошлом.
Программа по литературе пол редакцией М.Б. Ладыгина предлагается для работы в классах с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Такая адресованность программы говорит сама за себя. Ее первостепенные задачи направлены на формирование читательского вкуса, умения отличать подлинно художественные произведения от литературных "поделок". Содержательный аспект программы включает русскую литературу в контекст мировой, что объясняет появление в программе многих произведений зарубежной литературы. Авторы программы ставят перед школьниками задачу на основе принципа историзма определить диалектику литературных традиций и новаторства, преемственность литературных эпох.
Авторы программы выступают против купирования и, как следствие, искажения литературных текстов, настаивая на их изучение в полном объеме.
Сквозные разделы "Уроки волшебства (мастерства)", "Сокровища книжных полок" и "В мастерской художника слова" призваны помочь школьникам в освоении теоретико-литературных знаний и изучении творческой лаборатории писателя, учителю - в организации уроков внеклассного чтения и развития речи.
Другие статьи:
Развитие фонематического слуха в процессе формирования правильного
звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры. Поэт ...
Успешность в обучении
Нередко успешность в обучении трактуется крайне просто — как академическая успеваемость ребенка за год, то есть успешность — это психологическое наименование успеваемости. Но так ли это на самом деле? С одной стороны, «успеваемость» и «успешность» — слова по ...