Методики и результаты формирующего эксперимента

Страница 4

Таким образом, мы старались обыграть все сюжеты народных традиций, с которыми знакомили детей.

Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – неисчерпаемый источник эстетического, нравственного и патриотического воспитания дошкольников. Поэтому для более полного познания своей Республики, мы познакомили детей с декоративно-прикладным искусством коренного населения. Мы обратили внимание детей на особенности изделий, специфику материала, технику изготовления. В кабинете казахского языка была организована выставка настенных и напольных ковров. Удивительно прочные, теплые и мягкие восточные ковры широко используются в быту скотоводов-кочевников. Развешанные на стенах юрт, разложенные на земле, на полу, у очага, войлочные ковры защищали от морозов, дождя, сырости и зноя. Рассматривая изделия, мы обращали внимание детей на неповторимость и индивидуальность каждого. Мама Нурислама, приглашенная на занятие, показала отличительные особенности ковров, характерные очертания узорных мотивов, которые зависят от природных условий. Так же мы организовали выставку ювелирных украшений, где познакомили детей с особенностями изготовления колец, браслетов, сережек. Рассмотрели головной убор невесты – саукеле.

Для более прочного усвоения детьми элементов казахского орнамента были изготовлены игры «Красивый коврик», «На что похоже», а также альбомы для рассматривания «Казахские узоры», «Ювелирные украшения» и др.

Важным этапом в работе с детьми с общим недоразвитием речи являлась творческая деятельность самих детей. Мы учили их создавать декоративные мозаики, комбинировать отдельные элементы узора на готовых формах (тускиз, сырмак), силуэтах, изображающих предметы быта (кесе, торсык, саукеле). Кроме этого дети учились подбирать необходимое количество элементов, соответствующее сочетание цветов в зависимости от колорита народных изделий. Побуждали детей анализировать свои работы и работы других, что воспитывает в детях критичность, умение реально оценить свой результат, а также сочувствие и желание помочь тем, у кого не получилась работа. После проведенных практических занятий мы организовывали выставки. Здесь мы выбирали лучшие работы, которые в дальнейшем использовали как подарки на дни рождения. Это развивает у детей целеустремленность, желание сделать красиво, воспитывает такие качества личности, как доброжелательность, уважение к людям труда, любовь к искусству казахского народа.

Учитывая то, что огромное значение в нравственном воспитании старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеет устное народное творчество, мы старались использовать его на протяжении всего обучающего периода. Народная мудрость, заключенная в сказках, пословицах, поговорках, песнях на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку. Дети очень чутки к народному слову. В работе мы использовали такие жанры, как сказки, пословицы, поговорки. Каждое занятие включало несколько пословиц или поговорок о дружбе, о Родине и т.д. Вместе с детьми выясняли нравственный идеал пословиц таких как «Ласковое слово радует душу», «Песня – украшение жизни», «Будь здоров на сто годов», «Доброе слово – половина счастья», «Родная земля – золотая колыбель», «Легка ноша, поднятая сообща», «Сила птицы в крыльях, а человека в дружбе» и т.п.

В свободное время и на занятиях по художественной литературе мы продолжали знакомить детей с народным фольклором: рассказывали сказки, пели песни. Для более прочного усвоения материала мы сопровождали чтение рассматриванием иллюстраций: определяли настроение героя, особенность одежды, а также организовывали театрализованные игры. Театрализованные игры не только обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе, но и формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию ребенка. Это очень важно при работе с детьми с патологией речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Понятия критического мышления
Прежде чем перейти к рассмотрению этапов формирования критического мышления, рассмотрим несколько трактовок этого термина, которые даёт Ульям Джеймс. Критическое мышление — это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность по ...

Спиридон Соболь
Спиридон Соболь родом из Могилева, переводил книги с украинского, латинского, польского на белорусский язык. Первоначально печатал книги в Киево-Печерской лавре, затем основал типографию на территории Беларуси в Кутеинском монастыре под Оршей, в которой в 163 ...

Разделы