В) Вежливость. Правила вежливости:
вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой;
будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся;
не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
Беседуя с детьми как правильно дружить, мы составили правила дружбы:
Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться взять себе самое лучшее.
Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ неправ, скажи ему об этом.
Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно, не зазнавайся, если у тебя получилось что-то лучше, чем у других.
Не завидуй, радуйся успехам товарища вместе с ним.
Если поступил плохо, не бойся признаться в этом. Попроси прощенье и признай свою ошибку.
Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
Содержание бесед мы старались закреплять в сюжетно-ролевых играх: «Юрта», «Магазин», «Автобус», «Встречаем праздник Наурыз» и др. Если во время игры возникали какие-то сложности, конфликты, мы обсуждали проблему все вместе, пытаясь найти наиболее благоприятное решение.
Таким образом, проведенная работа способствовала решению задач, поставленных нами в начале опытно-экспериментальной деятельности, а именно:
Установить средства и факторы народной педагогики, способствующие успешному процессу формирования у старших дошкольников с ОНР нравственных представлений.
Учить детей понимать и применять знания моральных норм в реальной жизни.
Чтобы проверить эффективность нашей работы был проведен контрольный эксперимент, который проводился на базе специализированного детского сада «Космос» города Караганды с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи контрольного эксперимента:
Выявить динамику развития нравственных представлений у старших дошкольников с ОНР.
Определить эффективность воспитательно-образовательного воздействия, разработанного на основе использования элементов народной педагогики.
Эксперимент проводился на основе констатирующего эксперимента.
Методика №1. Материалом для анализа послужили ответы детей при оценке ситуаций. Мы установили, что эмоциональная оценка моральных норм детей группы №2 стала значительно выше. Это видно из таблиц 4.
Таблица 4. Эмоциональная оценка моральных норм
группа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
№1 |
80% |
75% |
80% |
95% |
80% |
85% |
70% |
95% |
85% |
95% |
№2 |
95% |
80% |
90% |
100% |
95% |
90% |
80% |
100% |
90% |
100% |
Результаты мы представили в виде графика №4.
Эмоциональная оценка моральных норм (после обучения)
Другие статьи:
Анализ существующих игровых методик для детей младшего школьного возраста
Н.К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо др ...
Оценка уровня достижений учащихся: проблема создания
современного инструментария
Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат. Объективная оценк ...