Учитывая ведущую роль педагога в формировании у дошкольников с ОНР нравственных чувств и представлений, мы поставили вопрос: способна ли этнопедагогика стать средством формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи нравственных представлений и чувств?
Проведенный формирующий эксперимент говорит о наличии потенциальных возможностей в усвоении нравственных норм. Однако следует отметить, что формирование личностных качеств – это достаточно сложный процесс, требующий длительного, целенаправленного, комплексного педагогического воздействия. Но, несмотря на это, проведя всего несколько занятий, было зафиксировано:
Значительно чаще дети обращаются за помощью к сверстникам.
Возникает положительная эмоциональная реакция на просьбу товарища.
Споры из-за игрушек разрешаются мирным путем.
В ходе формирующего эксперимента были определены условия, способствующие более успешному формированию нравственных чувств и представлений и возникновению на их основе нравственных отношений между детьми и взрослыми. Были сделаны следующие выводы:
Для формирования нравственных представлений и чувств у дошкольников необходим образец для подражания, поэтому, прежде всего, в дошкольном учреждении следует создать правильный стиль взаимоотношений между педагогами и детьми, а также между взрослыми членами коллектива.
Организация воспитательно-образовательного процесса с использованием элементов этнопедагогики осуществляется с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей с ОНР.
Знания и представления о моральных нормах закрепляются и уточняются в самостоятельной игровой деятельности.
Желательно непосредственное включение педагога в игру. Взяв на себя второстепенную роль, педагог остается непосредственным участником игры и в тоже время осуществляет руководство игрой. Одобрение, высказанное взрослым в игровой форме, придает уверенность в правильности своих действий, а предъявляемые требования воспринимаются детьми доброжелательно.
Значительное влияние на формирование нравственных представлений и чувств у детей оказывают беседы, проводимые после знакомства детей с обычаями и традициями казахского народа, после знакомства с художественными произведениями.
Беседа строится так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание.
Педагог создает такие жизненные ситуации, которые заставляют ребенка использовать свой жизненный опыт, а также обращаться к знаниям, полученным на занятиях.
Разнообразить и углубить детские чувства и ощущения, расширять сферу нравственных отношений можно за счет просмотра кино- и диафильмов, в процессе экскурсий и наблюдений.
Нравственное воспитание дошкольников в комплексе с другими видами воспитания представляет собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми педагогам необходимо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
На основании заключительных результатов мы разработали методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений.
Методические рекомендации:
Работу по формированию у детей с ОНР нравственных чувств и представлений начинать в дошкольном возрасте.
Для формирования у дошкольников нравственных представлений использовать элементы этнопедагогики.
Работа должна проводиться комплексно и целенаправленно.
Полученные знания и умения закреплять в самостоятельной игровой деятельности, режимных моментах.
Ежедневно проводить беседы нравственного содержания, тренинги.
Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям при подготовке к театрализованным играм.
Поддерживать интерес детей к событиям и явлениям общественной жизни, организуя тематические выставки.
Другие статьи:
Игра как форма детского массового мероприятия
На протяжении многих лет имидж отдела массовых мероприятий определяла игра. Уникальный мир игры явился неотъемлемой частью организации детских праздников. Невозможно отрицать то огромное влияние, которое оказывали патриотические, интернациональные, пионерские ...
Дыхательные судороги
Дыхательный механизм по временам принимает участие в судорожных движениях. Заикающиеся говорят во время вдыхания, вследствие чего их речь затруднительна, и они вынуждены многократно и судорожно напрягать свои органы речи, а также и лицо. Бонне был первым набл ...