Решение социальных проблем в развитии ребенка

Педагогика » Решение социальных проблем в развитии ребенка

Страница 11

Оценочные этапы. Сопровождение предполагает выделение двух этапов оценки: промежуточной, которая позволяет выявить общую целесообразность выбранного плана решения проблемы и итоговой, которая позволяет оценить, приобрел ли сопровождаемый опыт решения подобных проблем. Этот этап может стать заключительным в отношении программы индивидуального сопровождения, а может стать стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и решения проблем, типичных для значительных групп учащихся.

Содержание данной программы включает в себя обучение подростка самостоятельному осознанному выбору адекватных стратегий поведения в различных социальных ситуациях. Основной метод, используемый в работе по данным программам - сопровождение становления и саморазвития личности учащегося, которое предполагает:

обучение поиску альтернативных вариантов решения любой проблемы (выбора в отношении употребления или неупотребления алкоголя, наркотиков, курения; совершения или несовершения правонарушений и т.д.)

обучение осознанному самостоятельному выбору позитивного варианта решения любой проблемы.

Программой заложено пять ступеней, ведущих к переориентированию негативного поведения. Необходимо:

1. Установить и сохранить отношения взаимного уважения.

2. Определить цель или причину негативного поведения подростка.

3. Помочь подростку распознать свою ошибочную цель, не предъявляя ему никаких обвинений.

4. Создать ученику такие условия, при которых негативное поведение станет бессмысленным и неуместным.

5. Поощрив ученика, предоставьте ему возможность: совершить полезный поступок и осознать свою значимость и достоинство; объединить его усилия с усилиями других и признать, что совместным трудом можно добиться большего; принять участие в каком-нибудь мероприятии и признать, что личная сопричастность способствует расширению круга интересов; сделать все от него зависящее, чтобы получать от содеянного больше радости и удовольствия; научиться не только фиксировать свое внимание на определенных проблемах, но и способствовать их дальнейшему преодолению.

Выявление и сопровождение учащихся «группы риска».

В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у подростков, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.

Существует ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:

1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.

2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.

3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка).

Взаимодействие классного руководителя, учителей, социального педагога обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению учащихся группы социального риска, то есть учащихся, которые находятся в неблагоприятных социальных условиях (проблемы в семье, неуспех в учебе, миграции и др.), испытывающие на себе воздействие негативных социальных факторов развития.

После выявления «группы риска» классный руководитель и сотрудники службы сопровождения приступают к сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов.

Сбор, анализ информации с целью выявления у учащихся социально-эмоциональных, а также других проблем заканчивается разработкой программы индивидуального сопровождения. Примерная схема сбора информации: беседа с учителями и с классным руководителем; беседа с родителями; изучение особенностей развития; сбор информации о состоянии здоровья совместно с медицинским работником; изучение данных об успеваемости подростка, анализ учебных проблем; изучение особенностей коллектива (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса); анализ социального портрета класса.

Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя или учителя к специалистам сопровождения в случаях: наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение); появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.); пропуска без уважительных причин; употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ; кризисной ситуации в семье; резкого ухудшения состояния здоровья; в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

Другие статьи:

Проблемы, связанные с переходным периодом детей младшего школьного возраста «детский сад- школа»
Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности — затруднения в уч ...

Особенности педагогической деятельности в начальной школе в Германии
Обучение в школах Германии начинается с шестилетнего возраста, которое обязательно для всех детей. В начале года (январе-феврале месяце) с детьми, которые пойдут в первый класс, проводится собеседование, во время которого выясняется готовность ребенка к школе ...

Разделы