Основная задача природоведческих экскурсий заключается в том, чтобы показать объекты природы, расширить знания учеников, об окружающей природе, воспитать бережное отношение к природным богатствам, сделать каждого ученика активным и сознательным участником мероприятий по рациональному использованию, охране и воспроизводству природных богатств. Экскурсии в природу стимулируют интеллектуальную деятельность, укрепляют здоровье, повышают настроение и трудовую активность.
Проведение любого вида экскурсий требует особого вида подготовки. Деятельность детей на экскурсии должна быть продуктивной. При планировании экскурсии для детей младшего школьного возраста следует руководствоваться тем, что у них более развита наглядно-образная память, у старших словесно-логическая. Дети младшего возраста лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные, яркие факты и события.
Таким образом, если использование экскурсий как формы организации обучения сделать более систематическим, то это позволит повысить интерес к предмету, улучшить усвоение учебного материала, будет способствовать повышению уровня экологической культуры учащихся.
В ходе формирующего этапа был разработан и проведён ряд экскурсий с учащимися 2 «Б» класса. Экскурсии, проведенные с детьми в ходе опытно-практической работы, были направлены на ознакомление детей с сезонными изменениями, которые происходят в природе в различное время года. Для закрепления полученных на экскурсиях знаниях учащимся предлагалось выполнить творческие задания: нарисовать осенний лес, написать рассказ о весне, сделать аппликацию зимующих птиц.
В результате проделанной работы произошло изменение отношения учащихся к окружающей природе и к предмету в целом. О чём свидетельствуют результаты контрольного этапа, по мнению детей, такие уроки проходят намного интереснее.
Экологическим образованием называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведение и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде.
Экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой.
Экологическое образование имеет несколько аспектов:
· знание экологических проблем и способов их разрешения;
· развитие системы интеллектуальных, практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
· воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
· формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
· стремление в активной практической деятельности по охране природы.
Контакты с природой, систематическое общение с ней является важнейшим средством и условием формирования отзывчивого и ответственного отношения детей младшего школьного возраста к её объектам и явлениям. Только непосредственное общение с природой, ее восприятие способствуют развитию у детей чувства природы, пониманию ее многообразной и универсальной ценности, формированию культуры поведения, созданию образов окружающего мира. Известно, что природа дарит человеку прекрасные, незабываемые минуты духовного и физического отдыха и здоровья. Поэтому в процессе общения с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источника здоровья.
Значительное место в системе экологического образования занимает урок-экскурсия. Он оставляет больший «след» в сознании ребенка, чем урок в классе.
Другие статьи:
Место экскурсии в процессе экологического образования в начальной школе
Во-первых, необходимо выяснить, что включает в себя понятие «экскурсия». Для этого обратимся к «Толковому словарю русского языка». В этом словаре С.И. Ожегов даёт такое определение. «Экскурсия»: 1. коллективная поездка (прежде так же индивидуальная) куда-нибу ...
Проблема понимания текстовых сообщений в психолингвистических и
психолого-педагогических исследованиях
Текст является объектом изучения разных наук, главным образом, лингвистики и психологии. В психологическом исследовании текст рассматривается как объект или как результат познавательной деятельности. Текст представляет собой некоторое завершённое сообщение, о ...