Рис. 4. Показатели отношений педагогов к подросткам
По результатам анкетирования нами был сделан вывод о том, что необходима разработка комплекса профилактической работы с педагогами, ориентированной на повышение качества их общения с учащимися, улучшение эмоционального климата, прогнозирование развития лидерских качеств как своих, так и подростков.
Вторым направлением констатирующего этапа исследования было определение уровня уже воспитанных лидерских качеств у подростков на основе установленных нами критериев. Изучение этой проблемы осуществлялось с помощью комплекса взаимодополняющих методов. Использовались анкетный опрос, диагностические игры, проблемные ситуации, длительные и кратковременные наблюдения за учащимися в различных ситуациях (на уроках, на классных часах, во время перемен и т.д.). Такое «растворение» экспериментатора в учебной и воспитательной ситуациях помогло пронаблюдать те стороны процесса, которые нередко бывают скрыты от наблюдателя.
Анализ различных позиций в коллективно-творческом воспитании позволил нам установить критерии и показатели развития личностных качеств современного подростка-лидера. Совокупность критериев и показателей представлены в табл. 3.
Таблица 3. Критерии лидерства
К Р И Т Е Р И И |
П О К А З А Т Е Л И |
Организованность |
Вовлекает в процесс игры или иной деятельности каждого участника. Фиксирует и помогает анализировать идеи |
Ответственность |
Делает замечания и исправляет ошибки, щадя самолюбие участников. Соблюдает регламент и принятые правила |
Активность |
Анализирует опыт и знания всех участников. Способен быстро перестраиваться |
Коммуникабельность |
Способствует обмену информацией, установлению контактов с классом и взрослыми |
Творчество |
Создает условия для раскрытия мнений у всех участников, стимулирует и демонстрирует личные возможности подростков |
К Р И Т Е Р И И |
П О К А З А Т Е Л И |
Самостоятельность |
Поддерживает и вдохновляет всех участников. Оперативно перерабатывает информацию, анализирует и резюмирует информацию и результаты игры |
В средней школе №8 г. Кизилюрта нами был также проведен эксперимент, в котором в ходе различных предложенных школьниками игр, диспутов и дискуссий апробировались различные методики по выявлению среди учащихся лидеров и определению способов воспитания лидеров. Например, для выявления уровня активности учащихся была проведена разработанная нами игра «Большая душа никогда не бывает одинокой», проводившаяся в форме диалогического исследования.
С
ценарий игры
«Большая душа никогда не бывает одинокой».
Педагог: «Чем вызвана эта тема? Сегодня, как ни печально это отмечать, в отношениях между людьми стало больше жестокости, грубости. Из нашего лексикона давным-давно исчезли слова «жалость», «сострадание», «сочувствие», «милосердие». Давайте поговорим о содержании слова «милосердие».
Учащиеся высказывают различные мнения о своем понимании слова «милосердие», которые в основном сводятся к следующим:
1. Это готовность помочь кому-либо.
2. Готовность простить человека.
3. Желание добра другому.
4. Это участие в чьей-либо судьбе.
5. Человечность, бескорыстие и др.
По просьбе педагога ребята готовят к дискуссии факты – примеры из окружающей их жизни, отвечают на предложенные им вопросы:
Другие статьи:
Электронное образование
В Старом Свете стремительно развивается система электронного обучения. В передовых странах более 90 % студентов вовлечены в учебный процесс посредством Е-learning. Более 80 % вузов предоставляют услуги по дистанционному образованию. Страны-пионеры в этом смыс ...
Применение неурочных форм в процессе обучения музыке
Современному человеку как никогда важно приобщение к мировым культурным традициям. Это повышает адаптивные возможности человека в нестабильных условиях, способствует успешности его социализации, позволяет творчески подходить к решению проблем. Культура выступ ...