1. Всегда ли надо быть добрым?
2. Нужно ли человеку доброе сердце?
3. Что означает понятие «милосердный поступок»?
4. Каким должно быть милосердие?
5. Как вы понимаете выражение «тихая милостыня»?
6. А что значит понятие «благотворительность»?
7. Назовите известные вам благотворительные акции.
Ребятам предлагается вспомнить факты милосердия и благотворительности «из прошлого России». В качестве наглядности предварительно может быть подготовлен специальный стенд «Узелки на память», в котором представлены следующие сентенции:
1. Надо быть добрым во всем.
2. Зло порождает зло.
3. Надо уметь творить благо для других.
4. Надо быть благодарным.
5. Надо всегда помогать всем, кому трудно.
6. Нельзя обижать близких людей своим равнодушием.
7. Надо уважать привычки и вкусы чужих для вас людей.
После окончания отведенного для игры времени можно предоставить возможность желающим участникам поделиться с группой интересными фактами (по теме) из своей биографии и обсудить эти факты с подростками.
С целью проведения психолого-педагогической диагностики нами проводился психологический тренинг-игра «Репетитор».
Целью игры являлось развитие дружеских отношений среди подростков и предоставление каждому из них возможности проявления креативных способностей, а также снятия у детей психологических блокировок и комплексов, связанных с чувством страха и стеснения.
Игра состоит из ряда упражнений и творческих заданий. Ведущий в игре выступает в роли репетитора, готовящего учащихся для конкурсного отбора в театральный вуз.
С целью преодоления сложностей, возникающих у подростков в вербальном и невербальном общении с аудиторией, нами был предложен ряд игр – упражнений:
1) Пантомима «Чай» – упражнение, помогающее созданию настроя на игру и показывающее, кто из подростков испытывает сложности в общении с аудиторией.
2) Пантомима «Подсказка» – упражнение, помогающее детям раскрепоститься, почувствовать контакт с аудиторией.
Мы предлагали ребятам проявить свои креативные возможности и в социально-коммуникативной сфере, предложив им дать свои Варианты решения социальных программ. Интересными, на наш взгляд, показались следующие предложения учащихся:
1) «для решения социальных проблем нужно увеличить зарплаты и пособия»;
2) «нужно предоставить безработным рабочие места»;
3) «нужно гласно через печать заставить общество заняться социальными проблемами»;
4) «нужно создать «Патрули заботы» при органах соцзащиты;
5) «нужно связаться с внеземными цивилизациями» и т.д.
Наиболее интересные формы работы, проведенные нами в экспериментальных классах, позволившие выявить лидера в группе, нам представляется, были следующие:
1. Игра «Дипломатия». В обращении-инструкции ребятам предлагалось выступить в роли дипломатов. Ведущий высказывал определенное утверждение, оппонент вступал с ним в диалог, начиная со слов: «Да, вы, конечно, правы, но…», далее резюмировалось услышанное, и высказывалась своя точка зрения.
На констатирующем этапе нами также использовались различные методики, подтверждающие задачи эксперимента. Например, на первом этапе нами использовалась методика «Социометрия», целью которой было выявление межличностных отношений в классе. Проводились две формы тестирования: первая – путем выбора «товарища по парте» (т.е., «с кем бы я хотел сидеть за одной партой»); вторая – путем «выбора товарища в действии» (т.е., «с кем бы я хотел делать общее дело»).
В первом случае учащимся шестых классов было предложено подписать свой листок и написать выбранные ими фамилии членов группы (классного коллектива). Количество выборов могло быть определенным (15–16 человек) и неопределенным. Критерии выбора и вопросы ставились в зависимости от характера выявленных отношений.
В первый социометрический круг (центральный) были помещены дети, набравшие наибольшее количество положительных выборов. Это – «социометрические звезды», которые имели количество выборов в два раза больше среднего, т.е. – лидеры (3,7% от участников).
Во втором круге – «предпочитаемые», имевшие среднее количество выборов (16,6% от участников).
В третьем круге – «пренебрегаемые», имевшие в своем активе небольшое количество голосов (72,2% от участников).
Другие статьи:
Оценка эффективности функционирования методической службы
Одним из главных приоритетов развития образования в регионах России является многообразие моделей управления, которое реализуется через тесное взаимодействие разноуровневых субъектов региональной образовательной политики. Методическая служба полноправно высту ...
Психологические факторы, определяющие успехи или неудачи в учении
Успех в учении зависит от следующих психологических факторов: - мотивации учебной деятельности; - произвольности познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи); - наличия у обучаемого необходимых волевых и ряда других ка ...